В последние четыре десятилетия произошли существенные изменения в системе образовательно-воспитательных учреждений для лиц с недостатками слуха. С конца 40-х-нач. 50-х гг. стали открываться и в дальнейшем получили развитие специальные школы нового типа- школы для слабослышащих детей с особым по его задачам, принципам, содержанию, методам и средствам обучения педагогическим процессом.
Наиболее кардинальные преобразования произошли в структуре специального обучения этой категории аномальных детей русскому языку. Тем самым было положено начало новому периоду в существовании специальных школ для слабослышащих, когда используемый в них педагогический процесс, дидактика этих школ, отдельные методики (и в первую очередь методика русского языка), разработка всей школьной документации, учебников, стали постепенно переводиться на научно обоснование (материалами психолого- педагогических исследований) положения.
Указанные изменения в преобразовании стали возможны благодаря успехам, достигнутым дефектологией в ходе психолого-педагогических исследований аномальных детей вообще и детей с нарушениями слуха в частности. Творческое применение идеи развития (Л.С. Выготский) к изучению детей с нарушениями слуха позволили Р. М. Боскис разработать их психолого- педагогическую типологию и , в частности, впервые дать научную характеристику особой категории детей- слабослышащих.
Центральным моментом, определившим принципиально новое в постановке и решении проблем дифференциации детей с недостатками слуха и их отграничения от нормы. Было выдвижение Р. М. Боскис комплекса взаимосвязанных научных критериев, важнейшим среди которых был признан критерий речи, взятый в соотношении с возможностью ее самостоятельного развития, вне специального обучения.
Материалы исследований, характеризующие особенности развития детей с частичной потерей слуха, составили основу для разработки принципов их специально организованного обучения и воспитания вообще и создания методической системы, использование которой впервые позволило практически решить проблему дидактики школы слабослышащих- проблему формирования речи и преподавания русского языка как предмета школьного образования.
Разработка теории обучения слабослышащих детей русскому языку, всех материалов, необходимых для ее практической реализации, а также новой дисциплины- методики русского языка в школе для слабослышащих- велась на основе современной философской методологии, с широким привлечением сведений из многих наук (дидактики, психологии, лингвистики, сурдопедагогики, сурдопсихологии, лингводидактики и др.), с опорой на результаты специальных экспериментальных исследований, с учетом опыта обучения разных категорий аномальных детей (в первую очередь- слабослышащих), а также нормально развивающихся детей.
Обучение грамоте- первый этап школьного обучения детей, в том числе с отклонениями в развитии. В течение этого этапа у школьников должны быть сформированы навыки чтения и письма. Значительность и важность этого этапа в развитии ребенка определяет актуальность нашего исследования.
Цель данной курсовой работы- исследовать вопросы методики обучения грамоте детей с отклонениями в развитии в школе для слабослышащих.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи нашей работы:
- изучить литературу по теме исследования;
- с учетом психолого-педагогических и лингвистических основ выявить эффективные методы и пути работы по обучению грамоте школьников с нарушениями слуха.
Практическая значимость нашей курсовой работы обоснована обращением к материалам по обучению грамоте слабослышащих учащихся, которые могут быть применимы в практике преподавания русского языка в школе для слабослышащих.
Обобщение и систематизация изученного на уроке
Учитель подводит итоги урока, обобщает материал, выделяет основные моменты пройденного на занятии, кратко излагает их, выставляет оценки учащимся. Тема: дидактическая игра «Проверь себя» (7 класс) Форма проведения: урок самостоятельной работы. Цели: Обущающая: Повторение и закрепление пройденного м ...
Инновационная деятельность учителя
Обращения к проблемам инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данно ...
Опытно-поисковые исследования по развитию интеллектуальных способностей
средствами математики
Для проверки выдвинутой гипотезы провели опытно-поисковые исследования. Опытно-поисковые исследования состояли из трех этапов. На первом этапе – констатирующем – провели диагностику интеллектуального развития дошкольников. На втором этапе – формирующем – провели занятия с детьми с использованием ра ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.