Педагог-музыкант всегда должен помнить, что голосовой аппарат детей младшего школьного возраста очень хрупок. Он отличается от взрослого величиной, формой и находится в состоянии непрерывного роста. Его механизм ещё прост по своей структуре: звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между связками в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос ребёнка нежный, очень небольшой по силе, звучит высоко («лёгкий фальцет»), поскольку окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте.
При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. В их голосовом аппарате нет существенной разницы, они в общем однородны и почти все дискантны. Характерные качества голоса начинают развиваться именно в том возрасте, когда в основе диапазона лежат примарные тоны. Искать их следует при эмоционально ярком, выразительном исполнении произведения, когда с ребёнка снимается всякая скованность и он свободно усиливает свои чувства в пении.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. Практикой установлен наиболее типичный рабочий диапазон для детей младшего школьного возраста от с1 – d1 до d2.
Примарными называются такие певческие звуки, которые среди других тонов голоса звучат наиболее естественно и свободно. С точки зрения физиологического механизма звукообразования при пении примарных звуков в работе голосового аппарата появляется естественно правильная от природы координация между всеми его звеньями. На них легче всего настроить голос в любом регистре в зависимости от педагогической задачи.
В детском голосе можно найти эти примарные тоны (2–3 звука), которые расположены примерно в середине его звуковысотного диапазона. Для большинства детей до наступления мутационного возраста зона примарного звучания по мнению ряда специалистов, приходится на звуки f1-a1.
Однако другие педагоги, полагают, что зона примарного звучания певческого голоса ребёнка расположена несколько ниже, и связывают это с привычным функционированием голосового аппарата в этой зоне в процессе речи, то есть на высоте разговорного голоса e1 – f1 – g1. В процессе обучения, постепенно расширяя диапазон голоса, красоту и естественность звучания примарных звуков необходимо переносить на все другие звуки рабочего диапазона.
Значительно разницы показателей, как уже отмечалось ранее, для мальчиков и девочек не наблюдается. Но, как среди мальчиков, так и среди девочек, имеют место индивидуальные различия, которые условно можно отнести к двум группам: сопрано и альтов. Музыкальный руководитель должен услышать склонность голоса ребёнка к более высоким или низким звукам. При индивидуальном обучении следует исходить из примарных звуков данного ученика, а при коллективном – приходится ориентироваться на усреднённые данные, типичные для большинства.
Необходимо так же отметить, что по природе голоса детям свойственно использовать натуральные регистры с ярко выраженным переходом грудного голоса в фальцетный. Если попросить ребёнка спеть восходящий звукоряд на гласный «а», настроив при этом его голос на грудное звучание, то верхний предел грудного регистра, где голос как бы «ломается», обычно приходится на звуки d2 - e2, хотя бывают и другие случаи.
Перелом в голосе при пении восходящего звукоряда наступает тогда, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения. Избыточное напряжение в голосе при пении грудным регистром появляется обычно за кварту до переходных звуков. Зная это, следует сознательно уже при подходе к ним, облегчать звук за счёт ослабления динамики, то есть уменьшения подсвязочного давления. Также желательно смягчать атаку звука, то есть более осторожно и легко приводить в рабочее состояние голосовые связки перед началом возникновения звука.
Подводя итог, отмечаем, что при обучении пению, подборе репертуара и даже определении характера голоса педагогу-музыканту необходимо учитывать возрастные особенности детского певческого голоса. Обращая внимание на звучание голоса, воспитывая с самого начала высокое резонирование, руководитель хора, тем самым, создает благоприятные условия для естественного развития тембровых качеств голоса ребёнка, его будущего характера.
Ещё один момент, на который педагог должен обращать внимание во время вокально-хоровой работы – это певческое дыхание. У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание становится более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физически оправданное певческое воспитание.
Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала
учащихся
В педагогической литературе часто используется и уже «устоялся» термин компетентность. Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть вып ...
Методы стимулирования
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые ...
Подготовка детей к школе
Главной задачей дошкольного учреждения на дошкольной ступени образования сохранить самостоятельность дошкольного детства и сформировать фундаментально личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. Основным источником проблем связанных с переходом ребенка из детск ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.