Для этого можно предложить им почитать монографию или серьезную статью, в которой подробно освещены все этапы поиска и рассуждения, но для формирования собственных способностей к поиску очень важна публичность, важно выносить вовне процесс обдумывания. Поэтому лучшим средством «запуска» поисковой деятельности будет обсуждение в группе, дискуссия, сопоставление точек зрения.
Кроме того, исследователь - это всегда особое сознание, особая жизненная позиция, окрашенная исследовательской мотивацией. Поиск не будет продвигаться вперед без эмоциональной подпитки - мотивация стремится к удовлетворению, то есть ее достижение приносит человеку сильные положительные эмоции, а невозможность достижения - фрустрацию. Есть две возможности формирования у студента такой эмоциональной составляющей .
Первая связана с механизмом постановки и решения проблемы, так как это глубинный генетический механизм адаптации: у большинства живых существ есть информационные потребности, необходимые для адекватного приспособления к миру. То есть, природа сама стремится к познанию, к обнаружению и решению проблем, хотя у каждого здесь свой порог сложности. И специально организованное предметное действие позволяет выйти на репрезентацию проблемы в сознании студента, актуализируя тем самым потребность ее решения.
Вторая возможность - это эмоциональное заражение, идентификация с реальным исследователем. Здесь можно порекомендовать педагогам начинать работу со студентами с обычного обсуждения темы, но обсуждения заинтересованного, чтобы они почувствовали, что преподавателю самому любопытно. Начать с каких-то простых вещей, но так, чтобы «зацепить» своим интересом. Например, общение можно начать с «коварных» вопросиков, парадоксально переворачивающих знакомые вещи, на которые предлагается совместно искать ответ. Конечно, на первых этапах, такого общения еще нет, так как чаще всего студенты не включаются так быстро, но если есть хотя бы малейший интерес, поиск нужно начинать самому преподавателю. В присутствии студента, создавать иллюзию участия, с каждым разом все больше и больше вовлекая его в процесс, демонстрируя эмоции интереса, удивления, желания узнать.
Это может быть увлекательный рассказ о процессе поиска, который вел кто-то из известных людей, с обязательным пересказом всех ситуаций затруднения и последующего нахождения решения, со всеми эмоциями, которые сопровождают этот процесс. В процессе поиска присутствует главный момент: любопытство, и работа с источниками информации - с литературой, с архивами, с людьми, - это азарт первооткрывателя, который просыпается сразу, как только обнаруживается проблема. Поиск сопровождается сильнейшими эмоциями научного любопытства, описания которых на равных правах с научными фактами включаются в рассказ.
Научный поиск всегда начинался с любопытства – «а как это устроено?», «а как это происходит?», «а откуда это берется?», «а почему…?». У особо одаренных любопытство, что называется, «родилось раньше них», и всю жизнь их вело, заставляя читать много и основательно, но это действительно любопытство, а не обязательность. Если человек пополняет знания только потому, что это обязанность, открытий он никогда не сделает. Открытие, как известно, начинается с удивления.
А у не особо одаренных и просто у обычных студентов любопытство иногда «долго спит», и его нужно уметь пробудить. Это благодарная работа. Чаще всего достаточно лишь одного заразительного примера, и дальше любопытство само будет развиваться, захватывая новые и новые области.
Но на занятии, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности студента, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Курсовые и дипломные проекты предполагают индивидуальную форму работы, которую мы назвали «личностно-ориентированное взаимодействие», подчеркивая тем самым роль психологической компетентности педагога в построении посреднического диалога с студентом. Главная цель такого диалога - пробудить интерес, опираясь на личность самого студента.
В традициях отечественного высшего образования на основе государственных стандартов устанавливается взаимозависимость образов «студент» и «специалист», в которой академическое знание переходит в академическую готовность к профессиональному действию. На основе предметно-деятельностных отношений студент проводится преподавателем по системе профессиональных перспективных линий, позволяющих ему накопить определенный объем дидактического знания и опыта. Дидактический процесс становления профессиональных умений происходит в системе «цель подготовки→знание→умение→навык→профессиональная готовность→профессиональная деятельность», обеспечивающей коллективно-групповое движение студентов к стандарту обучения.
Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...
Навыки, умения, привычки и овладение мастерством в изобразительном
искусстве
"Чувствовать, знать и уметь — полное искусство", — говорил П. П. Чистяков. В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника — знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности ...
Творчество. Способность детей к творчеству
Творчество – это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности. В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и в-третьих, научное познание, так сказать, созидани ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.