6 класс
Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок
Цели:
способствовать формированию умения давать лексическое толкование слову, употреблять синонимы, фразеологические обороты в речи;
cпособствовать развитию речи, развивать познавательный интерес к предмету;
воспитывать любовь к родному слову. как подключить беспроводные наушники к андроиду
Оборудование:
плакат, словари: “Словарь: русского языка” под редакцией Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь;
мультимедийный проектор.
Ход урока
На доске плакат со словами А.Пушкина: ,,Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений”.
Перед уроком класс делится на группы 1 команда, 2 команда, эксперты, болельщики.
Вступительное слово учителя: Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – хромая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.
Мы изучили с вами материал по теме “Лексика” Сегодня обобщим усвоенное вами посредством игры.
Представляются команды, эксперты, зрители
Объясняются условия игры: за быстрый и правильный ответ команда получает по 1 баллу за каждое задание во всех раундах. Команда экспертов следит за правильностью ответов и выставляет баллы. Команда зрителей тоже участвует в игре.
Раунд I
1. Продолжите фразу:
“Синонимы – это…”
“Омонимы – это …”
(Эксперты оценивают ответы.)
2. Подобрать синонимы к слову умный.
3. Отгадать загадки:
– Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
– Какую соль не кладут в суп?
– Из какого крана не льется вода?
– Какой лук не кладут в суп?
– Какой губкой нельзя мыться?
– Какой кистью не выкрасить стену?
Раунд II
1. Заменить заимствованные слова исконно русскими:
Презентация – представление
Шоу – зрелище
Позитивный – положительный
Имидж – облик
Санкция – разрешение, указание.
Коммуникабельный – общительный
(После ответов команд на экране появляются правильные ответы.)
2. Употребить в словосочетаниях слова в прямом и переносном значениях:
Каменный – (каменное здание, каменное лицо).
Строить – (строить планы, строить мосты).
3. Найти фразеологизмы, близкие к значению быстро бежать: Сломя голову. Возносить до небес. Ищи ветра в поле. Зарубить на носу. Что есть духу. Держать язык за зубами. Во все лопатки. Делать из муки слона. Со всех ног. Идти в ногу.
(На экране показываются правильные ответы.)
Раунд III
1. Отгадать загадки: с 3-х попыток.
А)
он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка);
его советуют искать в поле (2 попытка);
на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).
Отгадка: ветер
Б)
его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Отгадка: нос
2. Составить предложения с многозначными словами: кнопка, кисть.
3. "Испорченный телефон".
Первому члену 1 команды показывается карточка со словом “книга”, остальные члены в наушниках. Все по очереди дают лексическое толкование слова. Эксперты следят, чтобы не было повторов в толковании слова.
Первому члену 2 команды показывается карточка со словом “яйцо”, остальные члены команды в наушниках. Все по очереди дают лексическое толкование слова. Эксперты следят, чтобы не было повторов в толковании слова.
По окончании игры подводятся итоги.
Команде – победительнице выставляется “5”.
Команде – участнице “4”.
Оценивается работа экспертов, зрителей.
Заключительное слово учителя:
Дорогие ребята! Вы хорошо поработали, желаю вам дальнейших успехов в обогащении своего словаря.
Много читайте, подружитесь со словарями.
Итак, в данной работе мы ознакомились с нестандартными, новыми видами уроков и путями внедрения инноваций в образовательный процесс. Сейчас, в 21 веке, у школьников падает интерес к учебе, а учителя не могут разрешить данную проблему. Возможно дело в нехватке знаний, либо в отсутствии стремления у педагогов к познанию нового, неизведанного. Но новое время диктует нам новые правила. И для того, чтобы уровень знаний учеников стал на несколько ступеней выше, необходимо прививать им любовь к учебе, заинтересовать их в своем предмете. Поэтому сейчас все более широкое распространение получают инновационные технологии.
Безусловно, личность учителя играет немаловажную роль в становлении личности ребенка, следовательно, только компетентный и открытый для всего нового педагог сможет повлиять на формирование определенных навыков у ребенка.
Каждый ребенок любознателен по своей природе, а дело преподавателя - просто подтолкнуть его в нужном направлении, помочь освоиться в мире знаний. В этой работе мы познакомили педагогов с новыми технологиями, дали толчок для саморазвития, чтобы впоследствии учителя могли быть примером для детей.
Роль понятийного аппарата во внутрипредметных связях
Одной из основных задач обучения является развитие целенаправленного мышления. Развитие же мышления предполагает формирование различных понятий, в том числе и математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. Понятия не могут существовать в отдельности друг от друга, они вза ...
Сущность творчества и творческих способностей
Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной ...
Система семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допусти ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.