Цель констатирующего этапа исследования – выявить исходный уровень формирования изобразительных умений и интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Выявить у детей 6-7 лет представления об изобразительном искусстве;
Выявить у детей 6-7 лет уровень сформированности интереса к изобразительному искусству, а также изобразительных умений.
Практическая часть нашей работы проходила в подготовительной к школе группе ДОУ «Жаворонок» города Абакана. Для выявления уровня изобразительных умений и интереса к изобразительному искусству у детей подготовительной группы нами было проведено задание «Моя любимая сказка». Детям предлагалось нарисовать иллюстрацию к своей любимой сказке. Задание давалось каждому ребенку индивидуально. В исследовании принимало участие 16 детей старшего дошкольного возраста: по 8 детей в экспериментальной и контрольной группах.
Для определения уровня развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений мы руководствовались критериями, разработанными Т.С.Комаровой. Критерии были объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности детей; вторая – при анализе процесса деятельности.
К первой группе критериев относятся:
Содержание выполненного изображения (полнота изображения), его компоненты, их разнообразие;
Передача формы (форма простая или сложная, передана точно, есть незначительные искажения или форма вовсе не удалась);
Строение предмета (части расположены верно или нет, есть незначительные искажения);
Передача пропорций в изображении (пропорции соблюдены, есть незначительные искажения, пропорции переданы неверно);
Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
расположение предметов на листе бумаги (по всему листу, на полосе, композиция не продумана, носит случайный характер);
соотношение по величине разных изображений, составляющих картину (соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, есть незначительные искажения, пропорциональность разных предметов передана неверно);
передача движения (движение передано достаточно четко; неопределенно, неумело; изображение статичное);
Данный критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.
Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
цветовое решение изображения (передан реальный цвет предметов; есть отступления от реальной окраски; цвет предметов передан неверно);
разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения (многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
преобладание нескольких цветов и оттенков в большей степени случайно; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами).
Ко второй группе критериев, направленных на анализ процесса деятельности, относятся:
Характер линий:
линия слитная, прерывистая или дрожащая;
раскрашивание (мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура; беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура);
Уровень самостоятельности в выполнении работы (выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается).
Ко второй группе относятся и другие критерии анализа процесса деятельности, но так как нами был выбран такой изобразительный материал, как фломастеры, нами был сделан акцент на выше перечисленных критериях.
По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:
3балла – у ребенка развито изобразительное умение
2 балла - у ребенка недостаточно развито изобразительное умение
1 балл - у ребенка не развито изобразительное умение
Характеристика уровней умений:
Высокий уровень изобразительных умений у тех детей, которые изображают сложный сюжет, размещают изображение на листе в соответствии с их реальным расположением, соблюдают пропорции в изображении, грамотно строят композицию рисунка; передают движения героев сказок; используют в создании образа, в рисунке большое разнообразие цветов и оттенков; передают признак необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности (рисунок, цвет, композицию).
Средний уровень изобразительных умений имеют те дети, которые создают сюжетное изображение, используя разнообразные композиционные решения, различные цвета и оттенки, а также передачу характерных поз, динамику или статику, жесты, мимику, существенные детали, но не передают в композиции трехмерность пространства.
Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматрива ...
Опытно-экспериментальная работа развития чувств цвета у детей старшей группы
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. Детское изобразитель ...
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.