3. Познавательный интерес раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьником. "Интересно" и "неинтересно" - основной критерий школьника, по которому он судит о ценности урока или прочитанной книги.
4. Для характеристики познавательного интереса как мотива чрезвычайно выразителен термин "бескорыстный". Подобно тому как общение человека с прекрасным приносит ему высокое наслаждение, деятельность под влиянием познавательного интереса вызывает глубочайшее удовлетворение.
5. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая "внутреннюю среду" развития, существенно меняет саму деятельность: влияет на ее характер, протекание и результаты.
6. Как и всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.
Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает своим вниманием другие мотивы
Методы развития познавательного интереса:
1. Формирование готовности восприятия учебного материала.
Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.
2. Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета - это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. Эти игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Творческие игры.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В чем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Можно выделить три группы игр:
Короткие игры.
К ним относятся предметно, сюжетно - ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач.
Игровые оболочки.
Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени.
Представление урока в виде целостной учебы - игры.
Например: сюжетом объединяющим весь урок, может стать приход на урок "в гости к ребятам"
Длительные развивающие игры. Это игры воспитывающей направленности.
3. Метод стимулирования занимательным содержанием.
Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий.
Приемы: введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
Наблюдение - это специально-организованное учителем целенаправленное или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности.
Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей, приглядываться к ее особенностям и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Опыт - это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чт ...
Первичное закрепление и текущее повторение
Учитель задает вопросы учащимся: - Назовите основные виды сталей. - Чем разные виды стали отличаются друг от друга? - Перечислите виды термообработки. - От чего зависят механические свойства сталей? - Какие виды термообработки повышают твердость, прочность? - Что такое легирование? - Какие легирующ ...
Анализ результатов тестирования и расчетов. Определение социально зрелой
семьи
Произвести сравнительный анализ результатов психологического тестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”. Заключительная часть (анализ занятия, подведение итогов). Учащимся была предложена анонимная анкета ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.