Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К.Крупской.
П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой:
1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),-самостоятельные игры:
игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные;
2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
подвижные;
досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...
Работа по формированию экологических знаний у младших школьников с использованием
регионального компонента
Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается умением работать практически в интересуемой области знаний. Для этого мы реализовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Важность регионального компонента экологического образования в современно ...
Комбинированный урок по теме: Искусство Древнего Египта
Одним из важнейших условий эффективности урока является определение его целей. В данном случае целью урока является: - раскрыть характерные особенности искусства Древнего Египта, которое отражало занятия населения, социальное и государственное устройство страны, религиозные верования египтян. - пок ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.