Педагогика » Профилактика наркомании среди детей и подростков » Феномен "Подростковая наркомания"

Феномен "Подростковая наркомания"

Страница 1

Вопросы возникновения и формирования зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все больше внимания специалистов разных областей потому, что количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, растет с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних больных наркоманией обращается за помощью самостоятельно, в то время, как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотических веществ.

Эффективность профилактических мероприятий по преодолению формирования зависимости в подростковом возрасте крайне низкая, и одной из причин этого есть недостаточные знания специфики подросткового возраста.

Подростковый период жизни имеет свои особенности, он тяжелый в социально - психологическом плане. У подростков ярко выражены познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого разными способами.

Среди большого количества противоречий подросткового возраста отметим те возрастные особенности, которые в большей степени влияют на формирование наркотической зависимости: бурное физическое развитие организма; моральная неустойчивость; неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); процесс интенсивного формирования воли; противоречивость мировоззрения.

Важнейшими факторами, которые влияют на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: группирование с одногодками; эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых; чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на избыточное "давление взрослых", подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества и алкоголь; имитация - копирование подростками поведения взрослых без надлежащей критичности к некоторым ее проявлениям.

Употребление наркотических веществ стало молодежной бедой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу основных подростковых проблем, которые характеризуются:

1. массовым употреблением наркотических веществ среди подростков, причем именно у этой категории лиц влечение к наркотикам очень быстро формирует психологическую зависимость;

2. "омоложением" контингента лиц, которые употребляют наркотические вещества, к возрасту 13-14 лет;

3. переходом от "легкодоступных" психоактивных веществ, которыми были в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогим наркотикам, как кокаин, героин, "экстази". Они имеют большое разрушительное действие на организм подростков, вызывают быстрое привыкание, которое приводит к деградации личности. Существуют определенные группы подростков, употребляющие из-за недостатка средств дешевые, "грязные" наркотики. Но, в отличие от взрослых, которые, как правило, пытаются использовать более легкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а активизирует двигательную и психическую деятельность;

подростковая наркомания профилактика образовательный

4. распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночестве;

5. удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; появлением нового, волнующего опыта, который таит опасность, достижением чувства полного расслабления, а иногда "ясности мышления" и "творческого вдохновения". Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытств.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Игрушки как средства общения и психического развития ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, позволяющим развивать игровые умения. Игрушка несет в себе функцию отвлечь и развеселить, но и обучить и привить какие либо полезные навыки. Это видно исходя из таблицы 3. Таблица 3 Тип игрушки Функция Наблюдения и рекомендации Мяг ...

Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе
Знания, умения и навыки по русскому языку вырабатываются на протяжении всего обучения в школе. Успешность овладения языком на каждом последующем этапе определяется во многом тем, насколько хорошо он усвоен на предыдущем этапе. Обучение русскому языку эффективно только в том случае, если между этапа ...

Практические рекомендации педагогам по использованию хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ
Дети должны знать: название своего города, поселка, их своеобразие и достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена известных людей, героев; памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Дошкольники должны проявлять интерес к городам нашей страны, у них должно возникать же ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru