Каждая самостоятельная работа будь то диктант, изложение, сочинение и т.д., выполненная учеником, несет определенную смысловую нагрузку, цель, значение; оценивается по-разному и имеет различные критерии оценивания.
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текс, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста. Оригинальный Тестостерон Ундеканоат купить здесь. Доступные цены на оригинальные ААС.
Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Основными упражнениями развития речи учащихся в начальной школе выступают изложение и сочинение.
По определению М.Р. Львова: «Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов». И.Д. Морозова определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования умений необходимых для реализации коммуникативной задачи, в разных жизненных ситуациях общения». М.Е. Львова дает определение изложению – как «виду самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах».
Основными критериями оценки изложения является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста; сочинения – освещение темы, создание текста, а также (во всех видах творческих работах) речевое оформление. Орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учетом всех критериев. В последний год обучения в начальных классах целесообразно выставлять две отметки: одну – за содержание и речевое оформление, другую за грамотность.
Как указывается в Методическом письме Департамента РО № 1561/ 14-15, при оценке содержания и речевого оформления следует учитывать: соответствие теме в сочинении, искажение содержания авторского текста в изложении, внесение лишних фактов, неудачный порядок предложений, слов в предложениях, отсутствие связи между частями текста, повтор одного и того же слова, неудачный выбор слов.
Отметка «5» ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст в изложении, последовательно, правильно раскрыта тема в сочинении, отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.
Отметка «4» ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, раскрыта тема сочинения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения. Есть отдельные речевые и фактические недочеты. Их может быть 2-3.
Отметка «3» ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, есть отклонения от темы в сочинении; также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений; беден словарь; имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, значительные отклонения от темы, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается шесть и более неточностей.
Выставление отметок за изложение и сочинение не является целью уроков развития речи. Успешное формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных программой по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении ими связных текстов.
Сопоставление ученического текста с образцом позволяет учителю выявлять и классифицировать ошибки, допущенные в изложениях и сочинениях, при этом учитель отмечает как массовые затруднения, характерные для всего класса, так и затруднения каждого ученика.
Особенности формирования личности в дошкольном возрасте
Маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательной раб ...
Типы семей и семейного воспитания
Существует множество разнообразных типов семей, которые можно классифицировать следующим образом: 1. По структуре Полные семьи: Неполные семьи: муж и жена; одинокая мама; родители разведены; воспитывает один отец; воспитывает опекун. с 1 ребенком; с 2 (однополыми); с 2 (разнополыми); с 3 и более де ...
Экспериментальное исследование выразительности речи заикающихся детей
дошкольного возраста
В основу нашего исследования выразительности речи заикающихся дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки и несколько дополненные нами. Обследование темпо-ритмических характеристик речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.