Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением

Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением

Страница 1

В устной и письменной речи учащихся встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

В работах М.Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма».

С.Н. Цейтлин понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества».

По мнению Т.А. Ладыженской, «весь языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение норм литературного языка»… « Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т.е. богатой, точной и выразительной».

В методических работах М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик представлены различные классификации речевых ошибок

Наиболее удобной для решения задач исследования является классификация ошибок М.С. Соловейчик.

М.С. Соловейчик выделяет два вида отклонений в речи учащихся:

- нарушение языковой правильности (отклонения от требований языковой системы);

- нарушение речевой правильности (отклонение от требований контекста).

Автор выделяет две группы речевых ошибок: 1ая группа – ошибки, связанные с нарушением структуры, образования языковых единиц – слов, форм, словосочетаний, предложений. В классификации эти ошибки называются грамматическими. 2-ая группа – недочеты, вызванные неумением пользоваться в практике обучения языковыми средствами. Эта группа погрешностей называется речевыми недочетами.

1. Грамматические ошибки:

- ошибки в образовании слова (ошибки в корне слова: ложит, подокольник, спотыкнулся; ошибки в приставке: заместо, вшел; ошибки в суффиксе: осиновик (лес), собакина; смешанные ошибки: втыкана веточка);

- ошибки в образовании форм слов (существительных, связанных с категориями рода, числа, падежа; ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных: красившее; ошибки в образовании глагольных форм: текет, хочут; ошибки в образовании форм личных местоимений: к ей, ихний);

- ошибки в построении словосочетаний (нарушение согласования: туманная утра; нарушение управления: я интересуюсь об изучении Луны);

- в построении предложении (простых и сложных) (нарушение границ предложения; нарушение связи между подлежащим и сказуемым: птичка вылетел из клетки; ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом: покатившись на лыжах, ноги у меня замерзли);

- ошибки в построении предложений с однородными членами (объединение в качестве однородных членов родовых и видовых, а также перекрещивающихся понятий: в лесу нашлось много грибов и опят; объединение в одном ряду существительного и инфинитива: я хожу в лес за ягодами, собирать грибы; полных и кратких прилагательных: воздух прозрачен и чистый; деепричастного оборота и придаточного предложения: он ушел, выполнив работу и когда проиграл; искажение двойных союзов: я люблю не только петь, а и танцевать; неравный выбор места союза: сказки любят не только дети нашей страны, но и других стран; неравное употребление соединительного союза: был холодный и солнечный день);

- ошибки в сложном предложении (нарушение средств связи частей предложения: Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки; ошибки в грамматическом согласовании главных членов частей сложного предложения: День стал короче, а день длинный; смешение прямой и косвенной речи: грамматическое смешение и пунктуационное).

2. Речевые ошибки и недочеты:

а) речевые ошибки (нарушение требования правильной речи):

- употребление слова в несвойственном им значении: метнулась мысль;

- смешение видо-временных форм глагола: прыгают крысы, бегали чибисы;

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Обучение. Предметы обучения
Обучению Локк придает мало значения. „Обучение должно иметь место, но стоять на втором плане, только как пособник более важным качествамъ" 4) (т.е. благоразумию и нравственности). Оно не имеет в виду создать ученаго или учено-образованнаго человека, а только практически-сведущаго, практически ...

Категории мифов. Специфика кельтской мифологии
Мифы этиологические, космогонические, астральные, солярные, лунарные, календарные, теогонические, антропогонические, героические, близнечные, эсхатологические, тотемические. Особенности кельтской мифологии. Сопоставление с античными мифами. Соотнесение греческих и кельтских божеств по функциональны ...

Теоретические и практические основы развития чувств цвета у детей дошкольного возраста
Рисование тесно связано с развитием наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопостановления, сравнения, обобщения и т.п., работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и вт ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru