Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать творческие работы

Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать творческие работы

Страница 2

Занятие 1. Ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (определение критериев оценки творческих работ, включающие достоинства и недостатки).

Цель работы: Познакомить учащихся с содержанием и назначением оценочной деятельности.

- В ходе всей своей жизни человеку приходится оценивать различные объекты (поступки, предметы, деятельность, работу, человека и т.д.)

- А что значит, оценить (предмет, поступок, работу)? Это значит определить у предмета, работы, поступка его недостатки и достоинства.

- А какие достоинства и недостатки могут быть у творческой работы, которую написал ученик? Сегодня на уроке мы попробуем определить эти стороны сочинений и изложений, а поможет нам в этом «Оценочный лист», в котором мы будем делать пометки. Этот лист будет нам помогать и в дальнейшем при анализе творческих работ. Когда вы будете находить достоинства и недостатки в работах, будете их отмечать «+». Оценивать сегодня мы будем тот же текст, что и на прошлом занятии («Петя помог»).

- Вспомним, изложение какого текста вы писали на прошлом уроке. Прочитайте его. У каждого из вас есть текст изложения, написанного учеником 3 класса. Начнем работу по оценке изложения с выделения его достоинств.

- Какие достоинства текста перечислены в «Оценочном листе», прочитайте.

- Какие положительные стороны изложения «Петя помог» вы мне можете назвать? (Ученик выделил части в тексте.)

- Обратите внимание, все ли части выделены? (Нет, последняя часть текста не выделена.)

- Отметим в «Оценочном листе» это достоинство текста, но пометим, что ученик выделил только три части.

- Есть ли еще в изложении положительные стороны, которые вы мне можете назвать? (Ученики отметили последовательность изложения текста.)

- Как вы понимаете, что содержание изложено последовательно? (Части текста ученик не поменял местами.)

- Что значит, тема текста раскрыта полно? (Все, что было в тексте, мальчик описал в своем изложении.)

- Какие из достоинств текста ещё обозначены в «Оценочном листе»? (Предложения связаны между собой.)

- Связаны ли предложения между собой в тексте изложения? (Затруднялись ответить.)

- Прочитайте первую часть текста.

- Можно ли поменять местами первые два предложения? (Нельзя, непонятно, кто выглядывал из гнезда.)

- Когда мы выстраиваем свою речь, очень важно, чтобы каждое последующее предложение было продолжением предыдущего. Тогда будет понятно, как происходили события.

- Можно ли сказать, что в изложении предложения связаны друг с другом? (Можно, сначала мальчик рассказал о гнезде, а потом что один птенец выпал из него, только тут не написано, кто упал.)

Во время работы над достоинствами текста учащиеся все время пытались указать на имеющиеся в тексте недостатки. Работа над ошибками, допущенными в изложении, проводилась аналогично работе над достоинствами. Сначала ученикам было предложено назвать те ошибки, которые они заметили. Определялся вид ошибки, затем её заносили в «Оценочный лист». Учащиеся отметили отсутствие заглавия текста и невыделенную последнюю часть изложения. Ими были отмечены ошибки в образовании слова, в построении предложения, а также пропуск слова, повторение слов, неправильное употребление местоимения. Самостоятельно учащиеся не выделили ошибки в смешении видо-временных форм глаголов и выбор неудачной формы слова.

Предложенный для анализа текст был для учащихся знакомым, поэтому они на занятии были активны, охотно участвовали в обсуждении.

Занятие 2. Работа в группах над текстом изложения. Соотнесение проверяемого текста с образцом.

Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.

Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень. (Текст записан на доске.)

- По этому тексту учеником 3 класса было написано изложение, текст которого лежит перед каждым из вас. Работать вы будете в группах, две группы будут определять достоинства текста, а две другие его недостатки. Каждый из вас должен прочитать текст и оценить его, отметив ошибки и положительные стороны в «Оценочном листе». Затем в группе вы суммируете работу каждого ученика и представите общий результат.

Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Серый ёжик увидел красную клюкву и одел на свою иголочку серая. Серый ёжик увидел листочки и тоже наколоть на серую иголочку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Особенности развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
Овладение грамотой – это первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, чи ...

Развитие силовых качеств школьников
Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возрас ...

Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru