Занятие 1. Ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (определение критериев оценки творческих работ, включающие достоинства и недостатки).
Цель работы: Познакомить учащихся с содержанием и назначением оценочной деятельности.
- В ходе всей своей жизни человеку приходится оценивать различные объекты (поступки, предметы, деятельность, работу, человека и т.д.)
- А что значит, оценить (предмет, поступок, работу)? Это значит определить у предмета, работы, поступка его недостатки и достоинства.
- А какие достоинства и недостатки могут быть у творческой работы, которую написал ученик? Сегодня на уроке мы попробуем определить эти стороны сочинений и изложений, а поможет нам в этом «Оценочный лист», в котором мы будем делать пометки. Этот лист будет нам помогать и в дальнейшем при анализе творческих работ. Когда вы будете находить достоинства и недостатки в работах, будете их отмечать «+». Оценивать сегодня мы будем тот же текст, что и на прошлом занятии («Петя помог»).
- Вспомним, изложение какого текста вы писали на прошлом уроке. Прочитайте его. У каждого из вас есть текст изложения, написанного учеником 3 класса. Начнем работу по оценке изложения с выделения его достоинств.
- Какие достоинства текста перечислены в «Оценочном листе», прочитайте.
- Какие положительные стороны изложения «Петя помог» вы мне можете назвать? (Ученик выделил части в тексте.)
- Обратите внимание, все ли части выделены? (Нет, последняя часть текста не выделена.)
- Отметим в «Оценочном листе» это достоинство текста, но пометим, что ученик выделил только три части.
- Есть ли еще в изложении положительные стороны, которые вы мне можете назвать? (Ученики отметили последовательность изложения текста.)
- Как вы понимаете, что содержание изложено последовательно? (Части текста ученик не поменял местами.)
- Что значит, тема текста раскрыта полно? (Все, что было в тексте, мальчик описал в своем изложении.)
- Какие из достоинств текста ещё обозначены в «Оценочном листе»? (Предложения связаны между собой.)
- Связаны ли предложения между собой в тексте изложения? (Затруднялись ответить.)
- Прочитайте первую часть текста.
- Можно ли поменять местами первые два предложения? (Нельзя, непонятно, кто выглядывал из гнезда.)
- Когда мы выстраиваем свою речь, очень важно, чтобы каждое последующее предложение было продолжением предыдущего. Тогда будет понятно, как происходили события.
- Можно ли сказать, что в изложении предложения связаны друг с другом? (Можно, сначала мальчик рассказал о гнезде, а потом что один птенец выпал из него, только тут не написано, кто упал.)
Во время работы над достоинствами текста учащиеся все время пытались указать на имеющиеся в тексте недостатки. Работа над ошибками, допущенными в изложении, проводилась аналогично работе над достоинствами. Сначала ученикам было предложено назвать те ошибки, которые они заметили. Определялся вид ошибки, затем её заносили в «Оценочный лист». Учащиеся отметили отсутствие заглавия текста и невыделенную последнюю часть изложения. Ими были отмечены ошибки в образовании слова, в построении предложения, а также пропуск слова, повторение слов, неправильное употребление местоимения. Самостоятельно учащиеся не выделили ошибки в смешении видо-временных форм глаголов и выбор неудачной формы слова.
Предложенный для анализа текст был для учащихся знакомым, поэтому они на занятии были активны, охотно участвовали в обсуждении.
Занятие 2. Работа в группах над текстом изложения. Соотнесение проверяемого текста с образцом.
Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень. (Текст записан на доске.)
- По этому тексту учеником 3 класса было написано изложение, текст которого лежит перед каждым из вас. Работать вы будете в группах, две группы будут определять достоинства текста, а две другие его недостатки. Каждый из вас должен прочитать текст и оценить его, отметив ошибки и положительные стороны в «Оценочном листе». Затем в группе вы суммируете работу каждого ученика и представите общий результат.
Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Серый ёжик увидел красную клюкву и одел на свою иголочку серая. Серый ёжик увидел листочки и тоже наколоть на серую иголочку.
Особенности развития графических навыков у детей
младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в
системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...
Организация
трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.
Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными вопросами этой методики являются следующие: 1. В про ...
Сущность творчества и творческих способностей
Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.