Проводя исследование по данной теме, нами было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
В настоящее время существует множество программ дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Каждая из них по-разному раскрывает эту проблему.
В настоящее время педагоги специальных учебных учреждений и родители имеют возможность обратиться к ряду программ и других изданий, помогающих сориентироваться в содержании трудового воспитания умственно ограниченных детей. В них выделяются общие направления трудового воспитания и конкретные навыки, задания, поручения, которыми должны овладеть эти дети.
Однако то, что для одного ребенка является уже пройденным этапом, другому может быть еще недоступно. Поэтому обычно возникает необходимость разработки индивидуальных программ, в особенности, если трудовые навыки формируются у ребенка с тяжелой степенью умственной ограниченности.
Проанализировав программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», было выявлено следующее: проблема социальной адаптации раскрывается в разделах «Социальное развитие» и «Трудовое воспитание». В разделе «Познавательное развитие. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» рассматривается такой критерий социальной адаптации дошкольников, как формирование навыка общения со взрослыми и сверстниками. Но все-таки больший уклон здесь делается на логопедическую работу.
В целом, программа охватывает все три компонента социальной адаптации детей с синдромом Дауна, рассматриваемые в данной работе: самообслуживание и культурно-гигиенические навыки, общение со взрослыми, общение со сверстниками.
Проанализировав программу Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», можно сделать выводя о том, что она в большей степени ориентирована на помощь родителям при воспитании детей с нарушением интеллекта.
Проблеме социальной адаптации посвящены две книги: книга 3 «Навыки общения» и книга 7 «Самообслуживание и социальные навыки». Здесь раскрываются этапы обучения и приводятся примеры проверочных листов умений ребенка для отслеживания его развития.
Все рекомендации изложены в доступной форме, на основе примеров работы. Но, по моему мнению, этого будет недостаточно для построения коррекционо-развивающей работы специалистом.
При анализе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Боряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой было отмечено, что как такового раздела «Социальное развитие» нет. Развитие навыков самообслуживания раскрывается в разделе «Труд». Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками рассматривается в разделах «Формирование представлений о себе и окружающих» и «Развитие речи». Содержание программы разделено на три этапа обучения, на каждом из которых закрепляются и совершенствуются полученные навыки и вводятся новые понятия. В каждом разделе приводятся примеры игр, литературного материала: стихотворений, рассказов, что облегчит работу специалиста.
В рамках педагогических программ «Даунсайд Ап» существуют адаптационные группы, где занимаются дети 1,5 – 3 лет с родителями. Цель занятий – социализация ребенка, формирование у него навыков общения, т.е. постепенный переход от домашней среды в дошкольное учреждение. Эти же цели преследуются и на групповых и индивидуальных занятиях.
Таким образом, каждая из программ предлагает различные подходы к вопросу социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна. При составлении своих коррекционных программ, по нашему мнению, будет целесообразней использовать несколько программ для более глубокого и результативного итога.
Некоторые виды дидактических игр
«По порядку». Задачи: Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать. Оборудование: Карточки с надписями дней недели. Детям раздаются карточки с надписями дней ...
Методика знакомства
детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...
Сравнительный анализ результатов опытной работы по
формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
На контрольном этапе ставили себе следующие цели и задачи: Цель: выявить динамику знаний в формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий. 2. Выявить динамику формирования знаний о безопасности жизни у детей старше ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.