Педагогика » Связь педагогической науки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность » Структура личности

Структура личности

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) - направленность личности;

2)- опыт;

3)- индивидуальные особенности психических процессов;

4)- включает биопсихические свойства.

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

1) подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2) подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3) подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4) подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

1) влечение – малодифференцированное, смутное стремление направленное на какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;

2) желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;

3) стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4) интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;

5) склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;

6) идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;

7) мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

8) убеждение – высшая форма направленности личности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Похожие публикации:

Отметка в оценочной деятельности учителя и учащихся
Вопрос «Зачем оценивать школьников?» волновал педагогов и прогрессивную общественность издавна. Неоднократно подчеркивалось, что в традиционном образовательном режиме отметка использовалась для уведомления воспитателей об успехах и неудачах детей с целью обеспечения необходимого воздействия на ребе ...

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспит ...

Система использования тестов в школьном обучении истории
При составлении тестов учитывается требование стандарта к уровню подготовки учащихся основной школы. Во внимание принимались возрастающая сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить довол ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru