В 1920-1934 гг. Северо-Кавказский край в совокупности представлял собой семь самостоятельных автономий. Здесь достаточно быстро разрасталась сеть образовательных учреждений, состоявшая в основном из школ I ступени, т.е. начальных. Но что представляла собой такая школа в те годы? Как в ней строился учебный процесс? Каким было программно-методическое обеспечение? Какие проблемы стояли перед ней и как они разрешались?
Вот как в 1926 г. описал состояние национальных школ на Северном Кавказе А. Достоян в статье "Национальная школа, как она есть": "Обычный тип сельской нацменовской школы — это небольшое, тесное помещение деревенского стиля, без достаточного света, уюта и оборудования, неприспособленное для школьной работы, требующее ремонта. Школьный инвентарь, если он есть, примитивного типа. На партах сидят по 3—4 и более человек. Часто нет классной доски, нет мела, нет самых необходимых учебных пособий. Зиму дети проводят на сквозняках, в холодных, не отапливаемых помещениях, лишенных и тени санитарии и гигиены, несмотря на то, что школы расположены прямо чуть ли не в лесу"
Ученики часто пропускали уроки из-за отсутствия обуви и теплой одежды. Подавляющее большинство не имело учебников, школьно-письменных принадлежностей, совершенно не владело русским языком. Проблемы посещаемости школ усугублялись из-за бездорожья в дождливую погоду, отсутствия мостов, а также в связи с тем обстоятельством, что родители поголовно привлекали своих детей к труду в подсобных хозяйствах. Из-за полевых работ занятия начинались поздно осенью и заканчивались в начале весны. В целом, они с перебоями длились лишь 3—4 месяца в году. Вполне естественно, что за это время дети не успевали освоить программу и получить необходимые знания, поэтому из школы выпускались малограмотными. Для сравнения отметим, что в странах Европы и США средняя продолжительность учебного года в то время составляла не менее 200 дней, этот срок был утвержден законодательно. Например, в Дании — 246 дней, в Румынии — 240 дней. В этих же странах длительность учебного года в сельских школах была значительно ниже и колебалась от 150 до 175 дней. В дореволюционной России средняя продолжительность учебного года в городских школах составляла 178 дней, а в сельских — 151. В исследуемый период продолжительность учебного года в школах СССР составляла: в городах — 186 дней, в сельских школах — 155.
В горских школах Северного Кавказа продолжительность учебного года колебалась от 135 до 120 дней в году. Горская школа должна была иметь столько же учебных дней, что и русская, а на деле их было значительно меньше. В апреле и мае в связи с началом полевых работ занятия на должном уровне не проводились. Можно сказать, что фактически учебных дней в сельских школах Северного Кавказа в году набиралось около 100.
Обучение детей в школах I ступени длилось 5 лет. В школах Северо-Кавказского края до выпуска доходили всего 1—2 человека. После каждого года обучения учащиеся отсеивались. А.И. Гозулов в 1926 г. в книге "Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на Северном Кавказе" сделал подробный анализ состояния дел в этих учебных заведениях и составил в качестве примера таблицу на основе данных о распределении учащихся по годам обучения в одной из таких школ. Данная таблица позволяет сделать вывод, что пятый год обучения в горских школах I ступени фактически отсутствовал. Основной контингент учащихся приходился на первые 2 года обучения, а к 4-му году оставалось только около 11% школьников от первоначального набора.
Чтобы в полной мере представить себе качество обучения в горских школах I ступени, необходимо принять во внимание особенности построения учебного процесса в тот период:
- отсутствовали классно-урочная и четко выраженная предметная системы обучения, не говоря уже о расписании уроков, звонков и т.п.;
- учебные группы формировались без учета возраста учеников;
- на занятиях не проводились регулярный опрос и закрепление полученных знаний;
- русский язык, русская грамматика и чтение считались необязательными, наоборот, поощрялось преподавание на родном языке — перед всеми национальными областями стояла задача 100% "коренизации" обучения (при этом не учитывалось, что на родном языке нет учебной литературы по фундаментальным наукам);
Ролевая игра и ее особенности
Игры как особый самодостаточный вид человеческой деятельности сравнительно недавно начали интересовать философов. Например, И. Кант видел в игре лишь средство педагогического воспитания и обучения детей, а З. Фрейд даже полагал, что игра прекращается с взрослением человека. Представление об игре ка ...
Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих
способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...
Процесс обучения
Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования, закономерности процесса обучения. Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащи ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.