В системе физического развития, образования и воспитания основная роль принадлежит физическим упражнениям. Ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление различных естественных препятствий, прогулки в природу, катание на коньках и на лыжах, плавание — все это с учетом возраста, времени года, конкретных условий должно быть использовано как в семье, так и в детском саду.
Впервые в истории физического воспитания П. Ф. Лесгафт систематизировал физические упражнения на основе педагогических задач: простые упражнения; сложные упражнения с увеличивающимся напряжением; изучение пространственных отношений и распределение упражнений во времени; систематические упражнения в виде сложных действий; эпизодические необязательные занятия ручным трудом.
В работах П. Ф. Лесгафта раскрывается такая система физического образования и воспитания, в которой четко намечены ее главные звенья, а именно: период семейного воспитания детей грудного, предшкольного, дошкольного возрастов; школьный период воспитания (младшего, среднего и старшего школьного возрастов); период физического воспитания взрослых, в котором особенно выделялась подготовка к службе в армии; врачебная (корригирующая) гимнастика.
С точки зрения возрастной периодизации Лесгафт делит физическое образование в школе на три периода: 1) элементарный (для детей 7—12 лет), 2) средний (для детей 12—15 лет), 3) старший (для детей 15—18 лет) Для учащихся каждой возрастной группы разработано определенное содержание физического образования. Современная методика физического воспитания учащихся рекомендует более дифференцированные и насыщенные учебные задачи, составленные для каждого класса с учетом анатомо-физиологического развития мальчиков и девочек. Однако идеи и принципы системы физического воспитания, разработанные Лесгафтом, не потеряли своего значения и в наши дни.
В систему физического воспитания детей Лесгафт включал подвижные игры. Они приучают детей к движениям, необходимым в физических упражнениях, способствуют формированию волевых качеств, изощряют физические и умственные силы. «Детская игра — это не забава»,— повторял Лесгафт. В игре детей он видел своеобразную форму деятельности, при посредстве которой ребенок готовится к жизни, приобретает определенные привычки и навыки, усваивает социальный опыт, формирует в себе черты будущего характера. Детская игра — это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности». Лесгафт обращал внимание на необходимость использования детских игр в педагогических целях.
Игра детей дошкольного возраста имеет свои психологические особенности, она носит подражательный характер. Ребенок-дошкольник в процессе игры имитирует речь, привычки, поведение взрослых. В игре ребенка отражаются нравы и обычаи различных народов и стран. «Можно сказать, что все первое свое образование в семье ребенок получает при посредстве имитационных игр, в которых он повторяет все то из окружающей его жизни, что оставляет в нем наиболее глубокий след и что более соответствует его умению».
Дети дошкольного возраста в силу любознательности разбирают, разламывают, разбивают игрушки. Но у детей есть стремление не только к разрушению игрушек, к своеобразному их анализу, у них есть стремление и к изготовлению игрушек и различных предметов в целях удовлетворения потребности в самодеятельности. Очень важно приучить ребенка к ручному труду, дать возможность испытать радость творчества.
Е.И.Тихеева.
(1866—1944) – талантливый русский педагог, деятель по дошкольному воспитанию. В 80-е гг. работала на Кавказе в бесплатной школе, где руководствовалась методическими указаниями Ушинского. В 1905 г. вышел в свет её букварь «Русская грамота». В 1913-1917 годах была вице-президентом Петербургского общества содействия дошкольного воспитания, председателем его школьной комиссии, разрабатывавшей методику начального обучения. Деятельность этого общества была разнообразной: большая научно–теоретическая работа; создание детских садов, яслей и других воспитательно-образовательных учреждений; организация лекций; устройство педагогических библиотек, музеев, выставок; издание книг и журналов для детей, родителей и воспитателей и т.п. Популярность Петербургского общества и его плодотворная деятельность по пропаганде идей дошкольного общественного воспитания способствовали организации подобных обществ в Челябинске, Нижнем Новгороде, Тамбове, Иванове-Вознесенском и других российских городах. Активно сотрудничает Тихеева в прогрессивном журнале XIX-начало XX в. «Воспитание и обучение», где публикуется серия её статей о развитии речи детей, о привлечении их к труду. Тихеева отрицательно относилась к теории «свободного воспитания» и системе дошкольного воспитания М. Монтессори. В советский период работала преподавателем Института дошкольного образования, а затем педагогического института имени Герцена, участвовала в методической работе НКП РСФСР по дошкольному воспитанию.
Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе
Знания, умения и навыки по русскому языку вырабатываются на протяжении всего обучения в школе. Успешность овладения языком на каждом последующем этапе определяется во многом тем, насколько хорошо он усвоен на предыдущем этапе. Обучение русскому языку эффективно только в том случае, если между этапа ...
Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...
Формирование интереса к изобразительному искусству у детей старшего
дошкольного возраста на интегрированных занятиях
В процессе работы по формированию интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста как средства эстетического воспитания нами был разработан перспективный план, план взаимодействия с родителями, конспекты интегрированных занятий, методические рекомендации для воспитателей ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.