Педагогика » Этапы развития дошкольной педагогики » Направления и достижения научных исследований дошкольной педагогики в советский период

Направления и достижения научных исследований дошкольной педагогики в советский период

Страница 2

Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких кругов населения к проблемам дошкольного воспитания остро поставили проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».

В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров РСФСР в системе Академии педагогических наук был создан Институт дошкольного воспитания, в составе которого — лаборатории воспитания детей раннего возраста, воспитания детей дошкольного возраста, экспериментальной дидактики, возрастной психофизиологии, эстетического воспитания, физического воспитания.

Создание такого института — единственного в мире — важная веха в истории развития советской дошкольной педагогики. Предстояло в первую очередь обобщить накопленный педагогический опыт, дать ему научное обоснование и дальнейшее развитие. Различные стороны воспитательного процесса нуждались в тщательном научном изучении и создании на этой основе новых эффективных путей и методов воспитания и обучения детей.

Переход к школьному обучению завершает дошкольный период развития ребенка. Подготовка к школе, изучение проблем, связанных с безболезненным переходом к школьному обучению, с тем чтобы обеспечить детям возможность успешного обучения,— одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольной педагогикой. С самого начала институт создавался как комплексное научное учреждение. В его состав вошли педагоги, психологи, физиологи, представители медицины.

Институт дошкольного воспитания решал следующие задачи:

1.Проведение разносторонних психолого-педагогических исследований, направленных на изучение условий и закономерностей воспитания и развития маленьких детей.

2.Разработку новых, более эффективных программ и методик дошкольного воспитания.

3.Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Являясь научным центром всех дошкольных учреждений страны, Институт дошкольного воспитания осуществлял постоянную связь теории и практики. Так, все новые научные достижения института находят свое практическое применение сначала в экспериментальных, а затем и в государственных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Особо следует отметить координирующую роль института, которую он выполняет, объединяя, анализируя и оценивая всю научную работу по проблемам дошкольного детства в стране.

В лабораториях Института дошкольного воспитания АПН СССР и в других научных учреждениях Советского Союза широко развернулась научно-исследовательская работа в области педагогики, психологии и физиологии дошкольного детства.

Так, в Институте дошкольного воспитания проведены углубленные исследования генезиса познавательной деятельности в раннем возрасте (А. М. Фонаревым и др.), закономерностей физического воспитания (М. Ю. Кистяковской), особенностей дошкольного обучения и его влияния на умственное развитие ребенка (Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым и др.), формирования нравственных представлений, чувств и привычек у детей (В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой), взаимоотношения обучения и самостоятельного художественного творчества в процессе эстетического воспитания дошкольника (Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской), детской игры и ее роли в нравственном и умственном воспитании ребенка (А. П. Усовой, Р. И. Жуковской). В 70-х гг. интенсивно разрабатываются проблемы трудового воспитания дошкольников, взаимосвязи самостоятельного детского труда и ознакомления ребенка с трудовой деятельностью советских людей (В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой, Р. С. Буре и др.).

Полученные в этих исследованиях данные использованы при усовершенствовании программы воспитания в детском саду. В новой программе определены задачи и содержание физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания в детском саду. При составлении раздела программы, посвященного физическому воспитанию дошкольников, использованы результаты исследований, проводившихся в различных научных учреждениях СССР.

Особое внимание в детском саду уделялось нравственному воспитанию детей. В дошкольном возрасте дети овладевают простейшими нормами поведения, у них начинают формироваться нравственные качества личности. Программа содержала требование постоянной выработки у них навыков культурного поведения, воспитания нравственных представлений, чувств и привычек, формирования правильных взаимоотношений между детьми на различных ступенях дошкольного детства.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Условия успешного развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих ...

Компетенция ПКПП-2
Компетенция ПКПП-2 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-разв ...

Учебная программа занятий кружка «Роспись по дереву»
Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи. Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а т ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru