Словарь русского языка С.И. Ожегова: Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
Юридическое понятие семьи: Семья - группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности.
Семейные отношения регулируются - Семейным кодексом РФ от 1 марта 1996 г., Гражданским кодексом и др.
М.А. Галагузова: Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.
Разделение семей по структуре:
Основанием для классификации семей по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. В настоящее время средний размер семьи 3,23 человека.
Нуклеарная семья, однопоколенная – наиболее распространенный тип семей – одна пара супругов с детьми или без детей. Может быть полной и неполной.
Расширенная, многопоколенная семья – в семье несколько семейных ядер.
многодетные семьи – три и более детей. 9,8 %.
малодетные семьи – 1,2 ребенка. 58,4 %
наличие брачных партнеров:
полная
формально полная
неполная
Разделение семей по семейно-жизненному циклу:
молодая семья (5 лет брака, либо ребенок первенец, дети до трех лет, возраст до 30 лет)
семья среднего возраста, зрелая семья (до 45-50 лет)
пожилая семья (после 50 лет), вариант семья престарелых (после 65 лет)
Разделение семей по уровню доходов:
материально обеспеченная, с высоким уровнем доходов – семья м. позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере.
благополучная семья – уровень доходов на 15-20 % вышесреднего. Не нуждается в посторонней помощи.
кризисная семья, малообеспеченная семья – находится на или за чертой бедности, уровень дохода равен или ниже прожиточного минимума (крайней бедности – среднедушевой доход до 50 % прожиточного минимума, в постоянной бедности – доход ниже прожиточного минимума в течении всего года)
Распределение семей по личностным характеристикам членов семьи (психологические качества, патологические привычки, но возможно и по физиологическим индивидуальным особенностям)
благополучные семьи – личностные характеристики членов семьи соответствуют общественным нормам.
неблагополучные семьи – отклонения в поведении одного или нескольких членов семьи либо нарушены , деформированы семейные взаимоотношения в связи с тем, что личностные характеристики членов семьи отличаются от общественных норм.
Конфликтная семья- до 60 % распространения, преобладает конфронтационный стиль взаимоотношений, часты семейные скандалы и т.д.
Педагогически несостоятельная семья – низкий уровень общей и отсутствие психолого-педагогической культуры родителей, нежелание видеть и исправлять ошибки воспитания, сознательное настраивание ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности.
Аморальная семья – нарушаются права ребенка – жестокое обращение с детьми, насилие, торговля детьми, невыполнение обязанностей по жизнеобеспечению. Моральные и нравственные убеждения, ценности родителей отличаются от общественных норм.
Асоциальная семья – с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общественным нормам, прививаются навыки противоправного и девиантного поведения. Моральные и нравственные ценности родителей противоречат общественным нормам.
Социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в т.ч. в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Т.е. социализация м.рассматриваться как процесс приобщения к жизни, к новым социальным условиям. Каждый человек приобретает социальный опыт в течении всей жизни.
Выделяют две фазы: социальную интеграцию и адаптацию. Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности. Интеграция предполагает осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Институт социализации - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. Семья является базовым институтом социализации для ребенка.
Дисциплина и приучение
По Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет „повиноваться дисциплине и уступать разуму". С ранних лет потакают их всяческих желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети сгановятся строптивыми, испорченными и своевольными. Но „разве может показаться нам странным, ч ...
Развитие начальных логических приемов мышления как одно из средств активизации
познавательной деятельности младших школьников и повышения их уровня притязаний
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформи ...
Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт работы со слабыми и отстающими в учении школьниками. Проблема подхода к отстающим детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отн ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.