«Для реализации в сузах и вузах доступны следующие виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.»
«Как и в школе, в высших учебных заведениях могут использоваться такие формы занятий как:
Лекция
Беседа
Рассказ
Дискуссия
Теоретические исследования
Практические исследования
Семинар
Конференция и т. д.
Также преподаватель может применять различные виды занятий, выбранные в зависимости от направленности факультатива — занятие по изложению нового материала, занятие по закреплению полученных компетенций и т. д.»
В зависимости от направленности факультатива могут быть выбраны различные места его проведения: не только учебные аудитории, но и творческие мастерские, могут быть организованы походы в музеи, библиотеки.
«В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность».
«Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?
Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами учебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов учебной и внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации деятельности на факультативах.
В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
В-четвертых, такие важные виды деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что объясняет риск их исчезновения.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм деятельности студентов основывать на выделенных девяти видах».
Познавательная деятельность студентов может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
«Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми».
Таким образом, деятельность на факультативных занятиях может быть поделена на учебную и внеучебную. К учебной относятся различные виды занятий (усвоение материала, его закрепление) и формы (лекции, семинары, экскурсии, диспуты). К внеучебной деятельности можно отнести игры, туристические походы, краеведческие исследования, создание так называемых «клубов по интересам», волонтерские движения и т. д. При гармоничном сочетании учебной и внеучебной деятельности программа факультативных занятий будет реализовываться в достаточно высокой степени, позволяя студентам овладевать новыми компетенциями и повышать уровень уже освоенных.
Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привле ...
Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого
ребенка в семье
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние. Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, являетс ...
Методика преподавания по К.Д. Ушинскому
К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.