Если из названных признаков выпадет хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творчеством.
Таким образом, будем рассматривать творчество как один из видов человеческой деятельности, направленный на решение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия, результат, который обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а так же прогрессивностью.
Творческая комбинирующая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, при чем, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, в том числе и каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта.
Независимо от того, о какой деятельности идет речь о воспроизводящей или творческой, мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть, уже совсем иных, изменившихся условиях. Как говорилось выше, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов, так как предмет деятельности и придает ей определенную направленность. Предмет деятельности – есть ее действительный мотив. Деятельности без мотива не бывает, «не мотивированная» деятельность – деятельность субъективно и объективно скрытым мотивом.
Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия.
Действие – это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс подчиненный сознательной цели.
Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Деятельность и действие представляют собой подлинные и при том не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою самостоятельность. Один и тот же мотив может конкретизироваться в разных целях и соответственно породить разные действия.
Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив – цель. От мотива деятельности зависит только зона объективно-адекватных целей.
Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно; они даны в обстоятельствах. Но выделение и осознание целей – это относительно длительный процесс апробирования целей действием.
Всякая цель – объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагироваться от нее. Осуществляющееся действие отвечает задаче; задача – это и есть цель, данная в определенных условиях. Этими условиями являются операции.
Операции –способы осуществления действий. Действия соотносительны целям, операции – условиям.
Итак, в общем потоке деятельности, которая образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет: первое – отдельные (особенные) деятельности – по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. При чем, все это не отдельные моменты деятельности, а отношения внутри нее.
Как известно, деятельность есть процесс, в результате которого человек создает конкретный продукт деятельность может быть репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность – это процесс, который выполняется по детально разработанному алгоритму и в результате которого создается продукт, не имеющий новизны как для самого субъекта деятельности (субъективная новизна), ведь он уже ранее видел этот продукт, так и для других людей (объективная новизна). Другое дело творческая деятельность. Ни для одного вида творческой деятельности нет и не может быть создано детальных алгоритмов их выполнения, однако общие алгоритмы для многих видов творческой деятельности уже созданы, например, для составления сочинений, комбинирования одежды, решения творческих задач по технике и других. В результате творческой деятельности создается продукт, имеющий либо субъективную, либо объективную новизну.
Профилактическая помощь при работе в образовательных
учреждениях
В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводят ...
Экспериментальное изучение активизации познавательных процессов у младших
школьников
В ходе анализа данных научно-методической литературы установлено, что успешное решение задач гармоничного воспитания во многом зависит от правильной постановки физического воспитания. В этой связи особое значение приобретает дальнейшее обоснование эффективности средств и методов физического воспита ...
Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт работы со слабыми и отстающими в учении школьниками. Проблема подхода к отстающим детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отн ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.