Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Страница 3

Способность к преодолению такой «фиксированности» - одно из проявлений гибкости мышления.

Чрезвычайно важна способность к оценке, и выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

Оценочные действия проводятся не только по завершению работы, но и многократно по ходу ее и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющими различные этапы и стадии творческого процесса. На независимость оценочных способностей от других типов способностей первыми обратили внимание шахматные мастера.

Игра в шахматы в руках опытного, умелого шахматного педагога может стать прекрасным инструментом для развития не только оценочных, но и много других из перечисленных способностей.

Еще одна составляющая творческой одаренности - легкость создания идей. Причем, необязательно, чтобы каждая идея была правильной. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу. Идея это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соединение понятий должно быть содержательно оправданным, т.е. отражать объективные отношения реальных явлений, стоящих за этими понятиями. Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений - один из главных критериев ценности той или иной идеи.

Другой критерий-широта идеи, т.е. умение охватить большое число разнородных явлений, в том числе и новых, еще не открытых.

Идеи оцениваются также по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащими на поверхности, не бросающимися в глаза, не явными, а требующие для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явлений. Также идеи, как правило оказываются и фундаментальными, то есть служат основой, базой, фундаментом для теорий, исследований. В творческом развитии очень важен такой фактор.

(Беглость речи). Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Ее можно выразить и другим кодом, например, аналитически (формулой), или графиком, но словесно-речевой код самый универсальный. Бойкость речи иногда ошибочно принимают за легкость генерирования идей.

Между тем это совершенно разные вещи, и нередко бывает, что легкость выражения есть, а сказать ученику нечего: он пуст. Недаром в одном старинном руководстве по риторике первое правило красноречия формулировалось весьма недвусмысленно: «Ежели тебе нечего сказать - молчи».

Очень важно воспитать способность к доработке. Здесь имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до конца начатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Едва ли нужно объяснять, насколько важна эта способность, позволяющая довести работу до такого уровня, когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность. Один только замысел, каков бы ни был его размах, социального признания, как правило, не получает. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2% до 5%, а остальные 95% - 98% это исполнение», - считал знаменитый математик и кораблестроитель академик А.Н.Крылов.

О значении деталей и мелочей в любой работе писал Микеланджело: «Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь». Очень важно с самого раннего возраста научить детей доводить работу до конца, учить их вниманию к мелочам, заставить понять, что в трудовой деятельности нет мелочей. Здесь же, естественно, возникает вопрос: «А как же воспитывать эти качества?» Конечно, нужна требовательность, порою даже непреклонная требовательность. Но одной требовательности мало - она должна быть подкреплена личным примером воспитателя.

Таким образом, перечисленные этапы творческих способностей, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей.

Они только по-разному выражены (сильнее или слабее и по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности), что и создает неповторимый творческий почерк. Эту неповторимость афористически выразил древнеримский писатель Публий Сервилий: «Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Характеристика отдельного ученика
В ходе педагогической практики в МОУ «Хохольский лицей», мною выбран Рацкевич Никита, ученик 9 «А» класса, 15 лет, общее физическое развитие нормальное, отклонений в состоянии здоровья нет, здоров. Условия жизни семьи благоприятные. Мама принимает активное участие в жизни и воспитании ребёнка. Семь ...

Основные правила подготовки материалов для тестового контроля
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил: 1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. 2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правд ...

Качество образования в средней школе
Российская академия образования совместно с министерством образования РФ начиная с 1988 года ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых вышеназванными организациями. Сравнительные исследования, как правило, включают две фазы. Первая – выявление тен ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru