Выражение временных отношений через пространственные наиболее важно в обучении истории древнего мира в 6 классе. Ученикам, еще слабо овладевшим понятиями об историческом времени, приходится усваивать хронологический материал, наиболее трудный во всем школьном курсе истории: счет лет до нашей эры, редкую хронологическую канву по огромному историческому периоду, значительное число приблизительных дат, которые, как правило, усваиваются учащимися хуже, чем точные даты.
Определение хронологической последовательности событий многими учащимися достигается не только посредством запоминания дат, но и с помощью опоры на связи и отношения между этими событиями.
Следовательно, правильное понимание содержания исторических событий является необходимым условием воспроизведения их в хронологической последовательности.
Первоначальные понятия об исторических процессах формируются у учащихся путем расположения следующих друг за другом взаимосвязанных фактов и состояний. Этим путем в их сознании образуются последовательные тематические "цепи" фактов. Вместе с тем усвоенные учащимися факты и существенные святи между соседними по времени фактами не складываются в их сознании автоматически в последовательную цепь, то есть в знания о процессе в целом. Наблюдения и исследования показали, что, даже хорошо понимая связи между двумя соседними фактами, школьники с большим трудом охватывали цепь в целом и пропускали в ней звенья, имеющие большое значение. Формирование у учеников 6-7 классов знаний об исторических процессах требует двух самостоятельных этапов работы: анализа связей между соседними звеньями процесса и затем синтеза их в единую цепь.
При стимулировании учителем активной учебной деятельности учащихся 6-7 классов у них быстро развивается способность оперировать хронологическими знаниями и использовать смысловые связи для временной локализации исторических фактов и установления их последовательности.
Среди смысловых связей, на основе которых устанавливается последовательность фактов, особо важное место принадлежит причинно-следственным связям. Причинно-следственные связи выделяются из отношений последовательности: причины каждого факта заключаются в предшествовавших ему фактах и он сам, в свою очередь, может явиться причиной фактов последующих. Опираясь на формируемую в обучении систему исторических понятий, учащиеся определяют и систематизируют более частные понятия и единичные факты.
Приемы работы по формированию временных представлений у детей весьма разнообразны. Многие из них отражены в заданиях учебника. Главным образом, это задания связанные с запоминанием дат, вычислением длительности исторических событий, временных промежутков между ними, отдаленности исторического события от нашего времени. Систематическая работа с хронологией на уроке, должна вырабатывать умение учащихся рассказывать о историческом событии, соотносить его с определенным временем, называть либо точную дату этого события, либо столетия либо часть столетия (середина, конец или начало). Работу с хронологией в той или иной форме, необходимо предусматривать на каждом уроке, иначе школьники не считают нужным обращать внимания на время происходящего события.
Разнообразные приемы освоения хронологии, включают в себя некоторые игровые моменты, оживляющие урок, которые обеспечивают прочное запоминание и осмысление исторических событий, особенно дат.
К числу такого рода игровых приемов относится "хронологический диктант". Пространственная локализация изучаемых исторических явлений - одно из необходимых условий сознательного усвоения учащимися системы исторических знаний в целом. Для учеников 6 класса конкретное определение территории, где происходили события, является предпосылкой различения исторической действительности от сказки, события которой происходят "в некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель".
Пространственная локализация позволяет раскрывать географическую среду, то есть ту часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и испытывает на себе его воздействие. Лишь при знании пространственных отношений между государствами, экономическими районами, центрами культуры могут быть поняты экономические культурные связи, ход военных действий и т. д.
Значение пространственной локализации особенно велико при изучении истории древности и средневековья - тех периодов, в которые зависимость человека от природы была наиболее сильной, а средства преодоления пространства и различных природных препятствий - рек, гор, пустынь и тому подобное - были еще крайне слабыми. Первоначальной опорой для познания детьми пространственных отношений служит их непосредственный жизненный опыт, личное наблюдение над пространственными отношениями вокруг них.
Простейший путь формирования пространственных представлений в процессе обучения истории - наблюдение иллюстрации, воспроизводящей соответствующие элементы (предметы, людей) с их пространственными отношениями, возможности создания у учащихся 5-6 классов представлений о пространственных отношениях сложного комплекса явлений без зрительной опоры в виде картины или схематического плана весьма ограничены. При наличии у школьника достаточно отчетливых представлений об отдельных элементах комплекса исторических явлений роль зрительной опоры может выполнить и рисунок, и схематический чертеж изучаемого комплекса, даже вычерченный самим учеником на основе словесного описания. В процессе выполнения схемы или рисунка глубже осмысливаются связи и пространственные отношения между отдельными элементами изучаемого комплекса.
Понятие и значение речи
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов ...
Диагностика уровня подготовки по
литературному чтению в начальной школе
Организация контроля за уровнем обученности младших школьников по литературному чтению вызывает у педагогов определённые трудности. И хотя сама необходимость такого контроля ни у кого не вызывает сомнений, практика всё же показывает, что лишь немногие учителя осуществляют его регулярно: чаще всего ...
Характеристика форм организации социального воспитания подростков в
учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.