Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример: Урок русского языка по теме
«Самостоятельные и служебные части речи»
Анализ |
Учитель |
Ученики | |
Постановка Проблемы |
Подводящий без проблемы диалог. |
-Прочитайте стихотворение по учебнику. |
Читают |
-Определите, какой частью речи является каждое слово. |
Определяют | ||
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). |
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия. | ||
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (фиксирует части речи на доске). |
-Междометия и местоимения. | ||
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам). |
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос(перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос(перечисляют). | ||
Вывод |
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными(Фиксирует термины на доске). Дайте определение. |
Формулируют определение. (Открытие нового знания) | |
Учебник |
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного? |
-Междометия не относятся к служебным частям речи. | |
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске). | |||
Задание на формулирование темы |
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять? |
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема). |
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.
Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младших
школьников
В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития у младших школьников самооценки. По определению Л.В. Бороздиной: «Самооценка – э ...
Развитие творческого воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пред ...
Диагностика уровня развития личности детей
Вторая часть моей практической работы направлена на выявление уровня развития личностных качеств у детей младшего школьного возраста. В данной части работы я определила следующую задачу: выявление степени развития типичных черт личности. Практическая работа выполнялась с помощью модифицированного в ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.