Социокультурные преобразования, происходящие в российском обществе актуализируют вопрос выбора форм социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений.
К данной проблеме обращались ученые педагогики, психологии, социологии.
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» — «культура» — «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, Н.Г. Крылова, Н.Кленова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей — обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества.
Анализ литературы позволил сформулировать следующие противоречия между потребностью в изучении форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и недостаточной изученностью данной проблемы.
Выделенное противоречие определило проблему исследования: каковы формы организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Объект исследования: организация социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.раскрыть сущность организации социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования;
2. выявить особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков;
3.охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
4.Изучить практику организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическая основа исследования:
-на общефилософском уровне: принципы единства теории и практики (диалектический метод познания объективной реальности);
-на общенаучном уровне: теория деятельности (А.Н. Леонтьев) (Теория социализации личности);
-на конкретно-научном уровне: теоретические идеи по организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования(Куприянов Б.В.)
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение.
Эмпирические: беседа, наблюдение, картографирование, обследование.
База исследования: МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого р ...
Анализ основных понятий, относящихся к традициям
национальной хореографической культуры
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человек ...
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усили ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.