Социокультурные преобразования, происходящие в российском обществе актуализируют вопрос выбора форм социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений.
К данной проблеме обращались ученые педагогики, психологии, социологии.
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» — «культура» — «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, Н.Г. Крылова, Н.Кленова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей — обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества.
Анализ литературы позволил сформулировать следующие противоречия между потребностью в изучении форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и недостаточной изученностью данной проблемы.
Выделенное противоречие определило проблему исследования: каковы формы организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Объект исследования: организация социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.раскрыть сущность организации социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования;
2. выявить особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков;
3.охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
4.Изучить практику организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Методологическая основа исследования:
-на общефилософском уровне: принципы единства теории и практики (диалектический метод познания объективной реальности);
-на общенаучном уровне: теория деятельности (А.Н. Леонтьев) (Теория социализации личности);
-на конкретно-научном уровне: теоретические идеи по организации социального воспитания в учреждениях дополнительного образования(Куприянов Б.В.)
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение.
Эмпирические: беседа, наблюдение, картографирование, обследование.
База исследования: МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Семейная жизнь ребенка
Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1. первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает са ...
Определение уровня сформированности оценочных умений учащихся
Для определения уровня сформированности оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинением и изложением после проведения экспериментального обучения в ходе контрольного эксперимента учащимся 3 «А» (КК) и 3 «Б» (ЭК) на первом уроке было предложено написать подробное изложение текст ...
Средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна
Формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра и свободная деятельность. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника являет ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.