Трудность преподавания истории древнего Востока возрастает в связи с тем, что на данном материале ученики впервые в курсе всемирной истории знакомятся с классовым обществом. Перед разделом "Древний Восток" ставятся ответственные задачи:
познакомить учащихся с важнейшими центрами экономической, политической и культурной истории древнего Востока;
сформировать на фактах их истории хотя и элементарное, но яркое представление о древневосточном обществе, как важном этапе в истории человечества с характерными для этого общества чертами и закономерностями развития;
показать огромный вклад, сделанный народами древнего Востока в развитие мировой культуры;
положить начало формированию понятий, относящихся к рабовладельческой формации в целом (раб, рабовладелец, рабовладельческий строй и др.), понятий общеисторических (классы, классовая борьба, государство, культура и т. д.), а также раскрыть причины установления рабовладельческого строя.
Эти задачи разрешаются путем относительного, более полного и разностороннего освещения истории одной страны: ее производительных сил, общественных отношений, политического строя, внешней политики, религии и искусства - и знакомства с некоторыми сведениями по истории других стран древнего Востока.
В силу сказанного, основное представление о древневосточном рабовладельческом обществе дается в курсе на истории Египта, которая освещается, начиная с возникновения классового общества в долине Нила до упадка древнеегипетского государства в I тысячелетии до н. э. (сведения о завоевании Египта персами сообщаются позже).
Программа отводит на изучение темы "Древний Египет" почти столько же часов, сколько на изучение остальных тем по истории древнего Востока.
В построении главы "Древний Египет" сочетается и хронологический, и тематический принцип. В ней в хронологическом порядке излагается минимум важнейших фактов социальной, политической и производственной истории древнего Египта: развитие земледелия, скотоводства и ремесел, формирование классов, образование государств и объединение их под властью одного царя, строительство пирамид, восстание бедноты и рабов, завоевания фараонов и рост числа рабов в Египте, упадок могущества Египта в I тысячелетии до н.э. При изложении этих фактов раскрываются обобщенные характеристики хозяйства, общественных классов, древневосточной деспотии, завоевательных войн, рабовладельческого строя, а также содержание других, более частных понятий. Последняя часть главы построена тематически: в ней освещаются основные черты религии, искусства, письменности и науки древнего Египта.
Кроме истории Египта, в курсе освещается история Передней Азии, Индии и Китая в древности. На изучение истории Передней Азии программа отводит 5 часов, Индии - 2 часа, Китая - 3 часа. За такое время невозможно доступно для детей последовательно осветить основные события истории этих стран за тысячелетия.
Программа предусматривает повторение раздела. Оно носит обобщающий характер, при повторении выявляются общие черты, особенно причинно-следственные связи в истории стран древнего Востока.
На третий раздел курса - "Древняя Греция" программа отводит 21 урок. Это позволяет привлечь значительно больше фактов по истории Греции, чем по истории стран Востока, осветить относительно развернуто некоторые из них, с привлечением документов и образных подробностей. В хронологической последовательности излагаются важнейшие факты истории Греции с переселения .дорийцев до римского завоевания, т. е. с конца II тысячелетия по II в. до н. э. Этому изложению предшествуют краткие сведения о находках памятников микенской культуры.
Теоретико-методические
основы разработки комплекса подвижных игр направленного на формирование техники
легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов
На этапе начального освоения двигательных действий подвижные игры считаются одним из самых действенных педагогических средств, при условии, правильного их подбора в соответствии с решением поставленных задач на конкретном занятии. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физическог ...
Пример занятия на тему «Образы минувшего»
I Часть Задачи 1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты. 2. Показать роль композиции в исторической картине. 3. Рассказать о сюжете и содержании в историчес ...
Обзор учебников по алгебре и началам математического анализа для 10-11
классов, содержащих тему «Комплексные числа»
Существует небольшое количество авторов, включающих тему «Комплексные числа» в свои учебники для средних общеобразовательных учреждений. В учебнике для математических классов Н.Я.Виленкина, О.С.Ивашева-Мусатова, С.И.Шварцбурда «Алгебра и начала математического анализа», тема «Комплексные числа» вво ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.