Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка. Согласно современной педагогической теории «внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка».
Для постижения сущности рассмотрим возможности, которые открываются в процессе организации и проведения различных форм внеклассной воспитательной работы.
Итак, как показывает опыт, разнообразная внеучебная деятельность, во-первых, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Во-вторых, включение младших школьников в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки. В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивном, одобряемом обществом труде.
На следующей возможности воспитательного воздействия на ребёнка стоит остановиться, более подробно осветив её. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причём каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Таким образом, сущность внеклассной работы заключается в том, что она является самодеятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой в тесной взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, то она, как полагает современный педагог Н.И. Шелихова, «направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой этим обществом системы ценностей».
Исследователь также перечисляет ряд задач, обусловленных общей целью воспитания и спецификой внеклассной воспитательной работы. Главные задачи таковы:
1. Формирование у ребёнка положительной «Я-концепции».
Эта концепция характеризуется тремя следующими факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к ребёнку других людей;
б) убеждённостью в успешном овладении им тем или иным видам деятельности;
в) чувством собственной значимости.
Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребёнка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребёнка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребёнок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребёнка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, тогда его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребёнка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребёнок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать её.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетическое представление в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражаются преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной на уроке и в конечном счёте направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «направлено на «поддержку» учебного процесса, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на ребёнка.
Психологические особенности детей с дефектами в развитии
Дети с дефектами в развитии – дети, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случаях, органические или грубые функ ...
Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных
занятиях
Необходимые условия безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, каждый школьник должен пройти медицинский осмотр. После осмотра у врача следует проконсультироваться у учител ...
Национальная образовательная политика
В опрос "о сущности наций" — один из наиболее спорных и, пожалуй, самых запутанных в мировом обществознании. Очень часто употребление этого понятия то в европейском, то в традиционно-российском смысле приводит к путанице и взаимному непониманию. Что касается этнического происхождения чело ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.