Многообразие форм воспитательной работы, их система соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию. Это многообразие создает сложности в классификации. В педагогической литературе до настоящего времени не существует единого подхода к классификации форм внеклассной воспитательной работы.
Наиболее распространенной является классификация по объекту воздействия (в зависимости от количества участников). Это такие формы как:
индивидуальная,
кружковая (групповая),
массовая (участие всей школы или класса).
Эти формы организации внеклассной воспитательной работы в своём сочетании обеспечивают, как отмечает современный педагог В.С. Селиванов «с одной стороны, оптимальный учёт особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой – адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидуами и самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д
Если в учении деятельность развития интеллекта по своей сути сугубо индивидуальна, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другими, нередко во многом на него не похожими субъектами. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается во взаимодействии с другими людьми, где формируются отношения младшего школьника к его окружению. Именно поэтому классификация форм воспитательной внеклассной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении.
В некоторых источниках предлагается классификация по направлениям воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное, трудовое, экологическое, экономическое и т.д.).
Существует классификация форм внеклассной воспитательной работы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);
3) развлекательные формы (утренники и вечера, концерты, балы, капустники, посиделки и т.п.).
Естественно, каждая используемая форма не решает одну какую-то воспитательную задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего – в вопросах менеджмента) и выработки у них управленческих навыков.
Развлекательные формы не могут и не должны быть сугубо развлекательными: они должны параллельно вносить в сознания и чувства детей представления и знания о чём-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных отношений. А чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию мероприятия. Руководителю желательно привлечь к организации и проведению максимальное число участников. В оптимальном случае – все участники должны ощущать себя ответственными организаторами проводимой формы работы. При этом постараться, чтобы все воспитанники получили удовольствие от участия в мероприятии.
Таким образом, и развлекательные формы, если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены, способствуют интеллектуальному и духовному развитию учащихся младших классов, укреплению их здоровья.
Можно также классифицировать формы внеклассного воспитательного процесса в зависимости от средств и методов, используемых при их организации. При такой классификации формы условно подразделяются на три следующие группы:
словесные – в ходе которых используются словесные методы и виды общения (собрания, митинги, лекции, информации и т.п.);
наглядные – такие, которые ориентированы на использование наглядных методов – зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие виды наглядной агитации);
практические – основу их составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности (дежурство, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.).
Таким образом, специфика форм внеклассной воспитательной работы обусловлена тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценную деятельность младшего школьника. Все они не повторяют, а дополняют друг друга. Многообразие форм внеклассной воспитательной работы соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию.
Воспитание
у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным
ценностям общества и личным вещам
Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценност ...
Анализ исходного уровня сформированности знаний о
безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования знаний о безопасности жизни у детей старшей группы, был проведен констатирующий этап. Цель: подобрать диагностический инструментарий для выявления сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшег ...
Обучение народно-сценическому танцу и традиции
национальной хореографической культуры
Основы обучения народно-сценическому танцу заложены в самой специфике профессионального хореографического искусства России. «Народно-сценический танец и методика его преподавания» – система знаний, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов системы классического хореографи ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.