Воспитательная внеурочная работа в ряде школ не всегда эффективна потому, что у педагогов не хватает теоретических знаний и практического опыта в этой области. Не везде продуманно, целесообразно сочетаются массовая, групповая и индивидуальная формы воспитания учащихся. Попытаемся проанализировать, что составляет содержание внеклассной работы и в каких формах оно может выражаться.
Педагог-исследователь Н.И. Шелихова даёт следующее определение: «Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребёнка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника взаимодействия между людьми, мораль и пр.».
По её мнению специфика содержания воспитательной внеклассной работы имеет две основные характеристики. Во-первых, в этой работе эмоциональный аспект преобладает над информативным. То есть для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму через эмоции. Во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний. Содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков, а знания по большей части приобретаются в учебном процессе.
На содержание внеклассной работы оказывают влияние такие факторы, как:
традиции и особенности школы,
особенности возраста, класса, индивидуальности детей,
особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.
Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то его внеклассная работа будет ориентирована на познавательную деятельность. Творческому педагогу, интересующемуся разными искусствами будет интересно вместе с детьми проводить время на всевозможных выставках, праздниках, концертах. Он будет стремится развивать в детях активный интерес к творчеству и искусству.
Так как в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, тёплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения.
Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития. С одной стороны, в младшем школьном возрасте наблюдается высокая потребность в движении, с другой от состояния здоровья ребёнка зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте.
Трудовая деятельность отражает содержание различных видов труда. Трудолюбие, трудовые умения и навыки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Книжной больнице». Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала.
Сообразно различным видам деятельности существует огромное количество форм внеклассной воспитательной работы. Особенностью этой работы является то, что она может проводиться в стенах школы или за её пределами, но организуется и проводится работниками школы. Каждая из форм внеклассной работы решает вполне определённые задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности младшего школьника, формирует на этой основе те или иные качества и умения.
Итак, «формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется её содержание». В педагогической литературе и школьной практике иногда употребляется понятие «организационные формы воспитания». При этом также имеются ввиду способы (методы) организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Таким образом, понятия «форма» и «методы» в теории внеклассной работы тесно связаны между собой.
Не менее широкое распространение в последнее время получило и определение воспитательное мероприятие. Согласно словарю «мероприятие – это организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь». В идеале внеклассное мероприятие должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие педагога с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом смысле само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности.
Основные
средства и методы физического воспитания
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда ...
Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира
Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на наш взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в ...
Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе:
общие подходы
Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи: анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций); анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, н ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.