Воспитание представляет собой систему целенаправленных и специально организованных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребенка и является одним из главных путей обеспечения должных условий для нормальной социализации детей. Современное воспитание ставит своей целью воспитание субъекта социализации: человека, который способен самоопределяться в культуре, занимать самостоятельную и активную позицию в стремительно обновляющихся социальных условиях.
Современный этап педагогической деятельности - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Цель личностно ориентированных технологий - разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решается - это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся класса умения ориентироваться в новой социальной среде. Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах или для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца в учебной деятельности.
Во 2-4 классе немного усложняется методика. Например, на занятиях по русскому языку идет развитие речи с элементами культуры речи - это закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуаций речи, культура диалога, речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения в споре. В литературном чтении - это библиографическая культура. Использование коммуникативных технологий. Цель данных занятий - научить школьников общаться с одноклассниками и взрослыми; быть активным; уважать другую точку зрения; смотреть на изучаемые явления с различных точек зрения.
На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте. На лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы. Это практические работы, наблюдения, экскурсии.
Такие занятия проводятся:
для развития поведенческих компонентов (отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях;
для развития мативационно-личностного компонента (самооценки, учебной мотивации, саморегуляции).
Вся работа по социализации поможет ребенку:
приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
научиться чувствовать и понимать других людей;
приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Педагогу стоит помнить, что он пришел в школу не преподавать учебные предметы, а решать проблемы детей средствами учебных предметов и другой в непредметной деятельностью (внеклассная работа). Поэтому судьбы детей зависят от того, насколько добр и внимателен учитель, профессионален в контакте с ними. Учитель делает детей активными участниками педагогического процесса, пробуждая у них стремление к высоким достижениям и сотрудничеству.
Воспитание мудрости и благовоспитанности
За воспитанием добродетели Локк указывает на воспитание мудрости и благовоспитанности. Мудрость это - „способность человека искусно и предусмотрительно вести свои дела в этом свете". Конечно, в детском возрасте мало что можно сделать к выработке этой способности: она приобретается опытом и жиз ...
Методика
реализации комплекса подвижных игр направленного на формирование техники легкоатлетических
упражнений у учащихся вторых классов
Подвижным играм, как содержательной линии «Формирование школы движений» программы физического воспитания в младших классах, рекомендовано уделять около 30 – 35 % времени урока. Каждая игра - маленький вклад в большую копилку приобретаемых детьми навыков и умений. В начальных классах подвижные игры ...
Методика обучения игре
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выраж ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.