В педагогике давно уже стала аксиомой мысль о том, что в воспитании подрастающего поколения, в привитии ему навыков социального поведения и культурно-нравственных ориентиров огромную роль играют внепедагогические факторы: вся окружающая действительность. В свое время Л.С. Выготский, настаивая на необходимости и важности целенаправленного воспитательного процесса, отмечал опасность стихийных "законов социального воспитания": "Надо иметь в виду, что мы имеем дело не с установившимся членом среды, а с растущим, ломким организмом и что многое, совершенно приемлемое для взрослого человека, окажется губительным для ребенка". Поэтому крайне важно подобрать нужную, правильную методику воспитания детей, привития им тех положительных качеств характера, которые будут способствовать их развитию и совершенствованию. И важная роль в этом процессе отводится, конечно, педагогу.
Формирование понимания активной роли человека в обществе для младших школьников - весьма важный момент жизни, связанный с их поведением во взрослой жизни. От того, какое у ребенка сформируется представление об обществе, о роли человека в нем, во многом зависит его адаптация в этом обществе. А ведь именно в младшем школьном возрасте должны закладываться основы воспитания у ребенка таких качеств, как стремление к цели, достижение ее, формирование жизненной позиции, приоритетов.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника и понимания активной роли человека в обществе.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема нашего исследования заключается в разрешении: создании педагогических условий для формирования понимания активной роли человека в обществе
Объект: процесс формирования понимания активной роли человека в обществе у младших школьников.
Предмет: средства формирования понимания активной роли человека в обществе у младших школьников.
Цель: обобщить опыт работы специалистов образовательного учреждения по пониманию формированию активной роли человека в обществе у младших школьников.
В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществляется эффективно если:
в процессе обучения учитель опирается на концептуальные подходы к формированию понимания активной роли человека в обществе, разработанные отечественной дидактикой;
формирование понимания активной роли человека в обществе происходит с учетом возрастных психологических аспектов и индивидуальных особенностей характера учащихся младшего школьного возраста;
во взаимодействии с учащимися преобладают "субъект - субъектные" взаимоотношения.
В соответствии целью поставлены следующие задачи:
Изучить учебную и методическую литературу по вопросу исследования.
На основе полученных из источников данных проанализировать состояние проблемы формирования понимания активной роли человека в обществе у младших школьников в научной литературе.
Выявить и классифицировать методы и средства формирования понимания активной роли человека в обществе у младших школьников в процессе воспитания.
Изучить воспитательную деятельность классного руководителя по формированию понимания младшими школьниками активной роли человека в обществе посредством применения различных методик.
С помощью рекомендаций в учебной и методической литературе подобрать методики и разработать программу по изучению социальной активности учащихся и апробировать ее на коллективе младших школьников.
Сделать выводы о проведенном исследовании и результатах эффективности разработанной программы.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование. эмпирические - опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
социальная активность младший школьник
Таблицы в обобщении знаний
Важную роль в преподавании истории играют таблицы, в методической литературе им уделяется очень мало внимания. В таблицах, как правило, может содержаться самый разнообразный материал: рисунки, схемы, диаграммы. Таблица является одной из форм научно-популярного раскрытия исторического материала. Таб ...
Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт работы со слабыми и отстающими в учении школьниками. Проблема подхода к отстающим детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отн ...
Использование технологии кластери совместно с ИКТ на
уроках географии
География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не тольк ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.