Педагогика » Образовательная функция школьной библиотеки

Образовательная функция школьной библиотеки

Страница 1

Специфика школьной библиотеки как информационного подразделения в рамках образовательного учреждения позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную, образовательную, развивающую, культурную, воспитательную, досугово-развлекательную и др. В зависимости от образовательной парадигмы, потребностей региона, специализации образовательного учреждения иерархия функций может меняться. Наряду с перечисленными объективными причинами на модификацию набора функций могут оказывать влияние и субъективные причины: позиция администрации, степень инициативности библиотекаря и т.д.

Согласно определению Международной ассоциации школьных библиотек, образовательная функция школьной библиотеки представляет собой "содействие непрерывному, длящемуся всю жизнь образованию посредством обеспечения ресурсов и атмосферы, необходимой для усвоения материала; оказания помощи в нахождении, выборе и использовании информационных материалов, а также выработке информационных навыков, которое осуществляется в комплексе с классными занятиями и в соответствии с критериями интеллектуальной свободы".

Образовательная функция проявляется прямо и опосредованно в педагогической деятельности школьного библиотекаря, принимающего активное участие в учебно-воспитательном процессе. Оказывая воспитывающее и обучающее воздействие на учащихся, обращенное на их личностное, интеллектуальное, эмоциональное и деятельностное развитие доступными ему средствами, он тем самым осуществляет педагогическую деятельность как "особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей".

Предметом педагогической деятельности школьного библиотекаря, так же как и учителя, является организация учебной и внеучебной деятельности для эффективного освоения учащимися социокультурного опыта как основы и условия развития. По мнению Е.Н.Зуевой, школьная библиотека является "особой педагогической средой, где библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как тьютор, формирующий навыки и умения самостоятельной самообразовательной деятельности учащихся, консультант при поиске источников информации, наставник, обучающий критическому осмыслению найденной информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности школьников".

К.Э.Патрик отмечает, что очевидной функцией школьной библиотеки является "привлечение учащихся к активному чтению, привитие им читательской самостоятельности, развитие у них грамотности и языковых навыков, помощь в поиске и оценке личных и общественных ценностей, зафиксированных в книгах". Однако дальше она добавляет, что хороших навыков чтения недостаточно в век информации, "нужны сложные навыки обработки информации. В учебных целях приходится разрабатывать стратегии информационного поиска, и именно школьная библиотека занимает здесь центральное место".

На основе вышесказанного нам представляется возможным заключить, что под образовательной функцией школьной библиотеки следует понимать ее специфическую деятельность в системе взаимоотношений внутришкольного образовательного пространства, направленную на развитие и саморазвитие личности учащихся путем вооружения их системой знаний о книге, информации и информационных ресурсах, формирования умений и навыков поиска, оценивания и использования информации для эффективной учебной деятельности, удовлетворения познавательных и эстетических потребностей и непрерывного совершенствования.

Ее содержание проявляется в практической деятельности по развитию навыков самообразования и самостоятельной работы учащихся с информацией; по содействию в формировании навыков чтения и навыков работы с текстом; по вооружению их знаниями о структуре и закономерностях организации информации в библиотечных и информационных учреждениях; по формированию специфических навыков информационно-поисковой деятельности и использования библиотечных фондов, инструментов и пр.

Формами реализации образовательной функции являются подготовка наглядных и методических материалов для учащихся (как в традиционной, так и электронной форме), индивидуальная работа со школьниками, консультирование их, внеклассные мероприятия, факультативные занятия, кружки, уроки внеклассного чтения и библиотечные уроки.

Исторически главным направлением реализации образовательной функции школьной библиотеки была работа с книгой, а ее основной целью — приобщение детей к чтению и обучение их пользованию библиотеками. Так, отмечая, что основные социальные функции библиотеки (воспитательная и образовательная) связаны с процессом чтения, специалисты в области библиотековедения определяли их содержание понятиями: воспитание культуры чтения, пропаганда библиотечно-биб-лиографических знаний, библиотечно-библиографическая ориентация читателей.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Основные средства и методы физического воспитания
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда ...

Технология дифференцированного обучения
Введение технологии дифференцированного обучения позволяет создать такую систему обучения, которая, обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями. Известный психолог Н.А. Менчинская подчеркивает необходимость дифференциации ...

Задачи курса истории древнего мира в школе
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Определяя цель обучения истории в 6 классе автор данной работы исходит: - из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности; - из задач историче ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru