Документ предлагает новую терминологию, расширяющую образовательную функцию школьной библиотеки. Так, появляется понятие "библиотечно-библиографическая культура". Выражение "формирование навыков самостоятельной работы с книгой" заменяется более емким — "культура чтения". Здесь же подчеркивается роль библиотеки в развитии способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и усвоению информации. Основными направлениями реализации образовательной функции, согласно документу, становятся:
- формирование основ библиотечно-информационных знаний, привитие навыков и умений поиска информации;
- воспитание культуры и творческого чтения;
- поощрение свободного чтения учащихся.
Изменения в обществе, исследования в педагогике оказывают влияние на содержание образовательной функции библиотеки. Постепенно в лексикон библиотекарей, в нормативную базу, регламентирующую их деятельность, вводится понятие информационной культуры, которое вбирает в себя библиотечно-библиографическую грамотность как одну из составляющих. Некоторые библиотекари начинают создавать собственные образовательные программы, которые включают обучение работе с текстом и использованию новых информационных технологий в самостоятельной деятельности школьников. Однако в большинстве школ образовательная функция реализуется по-прежнему в рамках уроков формирования библиотечно-библиографической грамотности, не включенных в расписание. Только в незначительной части регионов программы включаются в учебную сетку часов или проводятся на факультативной основе.
Анализ состояния школьных библиотек, предпринятый отделом библиотек, медиатек и учебного книгоиздания Министерства образования РФ по итогам паспортизации в 2002 г., показал, что в большинстве школ образовательная функция библиотек реализуется путем проведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Так, в аналитическом отчете было указано, что занятия по повышению информационной компетентности учащихся проводятся более чем в 84% паспортизированных школ. В большинстве случаев занятия проводятся с учащимися I—IX классов по программе, предложенной библиотекарем и утвержденной завучем или директором школы. Результатом анализа стала констатация проблем:
• содержание программ направлено на пользование конкретной школьной библиотекой без учета значения информационной культуры для гармоничного развития личности школьника;
• в программах, как правило, не упоминаются информационные ресурсы школьного образования, пути их поиска и эффективного использования;
• работа библиотекарей по повышению уровня информационной культуры учащихся и учителей недостаточно эффективна "в отличие от их зарубежных коллег".
Показателем растущего внимания к деятельности школьных библиотек стало проведение Коллегии Министерства образования, специально посвященной этому вопросу в феврале 2004 г Одним из результатов обсуждения явилось "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения", утвержденное Министерством образования и науки РФ в 2004 г. В отличие от предшествующих документов подобного рода, в этом было четко указано, что цели деятельности школьной библиотеки должны соотноситься с целями образовательного учреждения. Тем самым было подчеркнуто, что библиотека является неотъемлемой составной частью школы.
Содержание «воспитательной деятельности»
Содержание воспитания - одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитате ...
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним поняти ...
Качество образования в средней школе
Российская академия образования совместно с министерством образования РФ начиная с 1988 года ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых вышеназванными организациями. Сравнительные исследования, как правило, включают две фазы. Первая – выявление тен ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.