География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Казахстане в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения, также технологии кластери и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Изучив методологические основы технологии кластери, можно сделать вывод о том, что данная технология хорошо вписывается в современный стиль информационных технологий. Основная задача интеграции данных технологий - это активизация познавательной деятельности учащихся. Во время проведения уроков в традиционном режиме было выявлено, что уровень внимания снижается, а также снижается интерес учащихся. Анализ исследований ученых-педагогов (М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности, возможно при использовании технологии кластери интегрируя её с другими современными технологиями, в частности повышает интерес у учащихся технология ИКТ.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в практике необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использовать новые информационные технологии.
Выделяют три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса географии в среднем звене, где данные постоянно дополняются новыми сведеньями. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.
Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности
Методика позволяет оценит уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению. Для проведения обследования необходимы: текст опросника, инструкция испытуемым, регистрационный бланк, «ключи» для обработки результатов. И ...
Главные задачи взрослых в развитии ребенка
1. Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь. Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы. Потому что: · Никакие алгоритмы и к ...
Формирование устной речи у дошкольников в
сюжетно-ролевой игре
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей контрольную и экспериментальную. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей: - выявление объема активного словаря, - выявление состояния звукопроизношения, ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.