Педагогика » Экологическая культура как средство формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста » Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.

Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:

Выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы.

Определить морально-ценностное отношение к природе у детей.

Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.

Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.

Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада №3 г. Рогачёва.

За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 40 человек (2 группы по 20 человек).

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.

Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества.

Контрольные задания (вопросы) для определения уровня знаний о природопользовании старших дошкольников:

1.Тема Питание

а) Какие профессии людей связаны с питанием?

б) Болезни от неправильного питания?

2.Тема Вода

а) Что такое пар и лёд?

б) Что растворяется в воде, а что нет?

3.Тема Жилище

а) Назвать материалы для строительства?

б) Название жилищ разного назначения?

4.Тема Население

а) Кто по национальности ты и твои родственники?

б) Чем мы пользуемся вместе с другими людьми?

5.Тема Здоровье

а) Назвать части тела и их работу?

б) Назвать лекарственные растения?

6.Тема. Профессии

а) Назвать профессии и что делают люди этих профессий?

б) Какую работу делает ребёнок в семье?

7.Тема Семья.

а) Как и зачем учится человек?

б) Зачем нужны библиотеки?

8.Тема Энергия

а) Бывает ли огонь в природе. Отчего бывают пожары?

б) Как вырастают дрова?

9.Тема Экономика

а) Где люди приобретают продукты и игрушки?

б) Что такое зарплата?

10.Тема Право

а) Кто в семье главный?

б) Что такое заповедники?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (5-6 баллов): Ребенок без особого труда отвечает и аргументирует свой выбор.

Средний уровень (3-4 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при ответе. Не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1-2 балла): Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор.

Задание для определения уровня отношения к миру природы:

Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?

Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как ты можешь помочь птицам зимой?

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценност ...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии с помощью технологии кластери
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без ...

Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
Современная социально педагогическая ситуация характеризуется реформированием всей системы образования, радикальным поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращение к личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация педагоги ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru