Педагогика » Религиозные идеи в педагогике » История изучения вопроса

История изучения вопроса

Нравственно-этическим влиянием Библии на формирование духовного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из них определял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности, попытка осветить которые будет представлена ниже.

В качестве наблюдений я взяла таких философов и педагогов, как Я.А. Коменский, Дж. Локк, П.Ф. Каптеров, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и современного исследователя Рыбина В.А.

Одним из важнейших понятий Библии является понятие Бога. Исходя именно из этого понятия, учёные на протяжении многих веков определяли педагогическую ценность Библии.

Так Бог у Коменского – «создатель человека по своему подобию и образу» – доверяет детей родителям для того, чтобы они воспитывали их в вере, привили им добрые нравы, приучили к добродетели, обучили языкам, наукам, искусствам, а прежде вырастили их здоровыми и бодрыми. Здесь идея Библии – «руководительница для воспитания».

Локковский Бог – утилитарно-функционален с главной ролью – усиливать нравственные требования. Идеи Библии заключены в интерпретации Локка всецело принуждаются работать на педагогический метод. Локк в библейских идеях пытается гармонизовать нравственное и гуманистическое начала для «исправления общественных нравов».

У Каптерова основная идея Библии мобилизирует на борьбу за нового человека, для которого характерен трезвый образ жизни, он делает акцент на гуманистической сущности идей Библии – человеколюбии и братстве всех людей. Каптеров считает, что ребёнок с раннего возраста должен познать страдание, ибо они составляют существенную и неизбежную сторону жизни: через преодоление физических, нравственных, психических и прочих страданий происходит очеловечивание человека.

Песталоцци считает, что «Библия требует от человека не веры-знания, а веры-дела», ребёнок должен воспитываться чисто «по-земному». Земные дела с осознанием божественного – человеколюбием – вот что следует ждать от человека, думающего о Боге. Он требует не перекладывать заботу о человеке на Бога и тем самым пренебрегать средствами самосохранения и самопопечения, а выявлять кратчайший путь к самому себе, к своей природе, чтобы своё развитие выстроить как самопопечение.

Пирогов видит в Библии идею «рационально-метафизического» Бога (Абсолюта), который побуждает человека к самопознанию и самовоспитанию, приводящее его к идее счастья, воплощенного в семье, в земных заботах и радостях полноценной семейной жизни. Пирогов, обращаясь к современникам, расширяет идею Библии от руководительницы для воспитания до руководительницы для самовоспитания.

По мысли Л.Н. Толстого закон телесной жизни – труд, закон духовной жизни – любовь. Если человек нарушит закон телесной жизни, он неизбежно нарушит и духовный закон.

Ушинский соотносит формирование нравственного сознания индивида с культурными традициями православия. Он фиксирует доминантой в личностном развитии русского человека «европейскую, славянскую природу», а ещё более «древнее христианство», которое несло со всей определённостью гуманистические установки.

Рыбин В.А. считает, что в «Новом Завете недвусмысленно подчёркивается приоритетность интеллектуально нравственного компонента человеческой природы над физическим». По его мнению, педагогическим идеалом становится всесторонняя и гармоничная личность. Исследователь выделяет два фундаментальных положения Библии:

1) Руководящей нитью в жизни человека является не личное счастье, а счастье общества.

2) Требование от человека прощения обид, совершённого по отношению к нему зла.

Похожие публикации:

Понятие и происхождение игры
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”. Большинст ...

Компетенция ПКСП-2
Компетенция ПКСП-2 – это профессиональная компетенция в области социально-педагогической деятельности: «способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся». Под данной компетенцией понимается способность осуществлять процесс диагностирования ...

Классификация стилей воспитания в психологии
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru