Специалисты отмечают, что социализация – это не только овладение культурными нормами, не только освоение социальных ролей, но и передача от родителей детям социальных ценностей. Пониманиями представителей разных поколений семьи, что такое добро, зло, плохо, хорошо, передаётся детям. Очень часто мать и отец вместе с нравственными ценностями передают детям своё понимание моральных принципов, что носит индивидуальный характер или соответствует групповым пристрастиям. Ценности – абсолютны, они проверены многовековой практикой, а понимание этих ценностей – относительно, субъективно. Изменилась ситуация – изменилась оценка.
Овладение ребёнком ценностями позволяет ему приспосабливаться к любым переменам ситуаций, действовать по собственному выбору. При передаче ребёнку своих оценок родители ставят его перед необходимостью смотреть на мир смотреть глазами отца и матери. Но негативная или позитивная оценка родителями какого-либо явления, события, факта, объекта отражает социализацию взрослого человека, которая отличается от социализации ребёнка по фазе и подчиняется разным законам. Несовпадение отмечается и по исторической фазе (социализация родителей проходила лет 20 назад, в другую историческую эпоху, с другими социальными законами). Ребёнок оказывается в ситуации выбора, но не добровольного, а навязанного родителями, поскольку он не имеет полной экономической, правовой свободы.
Эти важные положения необходимо учитывать при организации процесса социализации детей. Актуальность данного фактора возросла в современную эпоху радикальных социальных перемен. Жизненный опыт родителей, педагогов перестаёт соответствовать идеалам, воплощённых в социальных нормах. В этой ситуации важно сохранить истинные социальные ценности человечества.
Нельзя не учитывать и ещё одно положение современной социологии. Традиционно социализация рассматривалась как односторонний процесс: старшие передавали социальный опыт младшим. Сегодня социализация приобретает черты двунаправленности, когда уже и дети «обучают» родителей. Действительно, дети быстрее адаптируются к отдельным сторонам современной жизни, чем взрослые и часто проявляют большую информированность. Взрослым надо учитывать это своеобразие современной социализации и быть готовыми обучаться у детей. Стремиться избегать авторитарности в общении с подрастающим поколением.
Ещё сложнее условия социализации детей с нарушениями слуха, имеющими семью и живущими в специализированных учреждениях. Отметим, что для полноценной социализации важно, чтобы ценности семьи, специализированного учреждения и общества совпадали. Этого возможно достичь при согласованном воздействии учреждения и семьи в социализации детей.
Работа с родителями – важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребёнок, и возможностей общения с ними. Работа с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреждениях, где родители берут ребёнка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребёнка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приёмы работы по различным направлениям.
Внеклассная
работа по физическому воспитанию
Система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом отношении гораздо шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выд ...
Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, пр ...
Модели образования
Феноменологическая модель базируется на теориях картезианства или обучаемого развития (Ж. Пиаже, Д. Дьюи, З. Фрейд и др.). Необходимо создать условия, свободу выбора для реализации природного потенциала. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) – это мод ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.