Юный рисовальщик делает первые попытки передать объемность предметов, изображая, например, у дома видимыми сразу три стены, у вазы - горлышко, на предмете прежде всего фиксирует свет и тень (полутень для глаза пока не актуальна).
В этот период наблюдается значительное обогащение тем детских рисунков: появляются пейзажи, натюрморты, внутренние виды домов, иллюстрации к сказкам и увиденным мультфильмам и т.п.
На этой стадии развития ребенок - великий фантазер. Он может сочинять новые изобразительные формы, придумывать образы фантастических существ, привлекая средства художественного выражения - цвет, форму, линию и т.д., выражать свое отношение к изображенному объекту (грусть - радость, зло - добро и т.п.).
На стадии «правдоподобных изображений» можно наблюдать рисунки различной степени совершенства, что свидетельствует о неравномерности развития детей, неравенстве индивидуальных способностей каждого. В исследованиях разных ученых возрастные границы этой ступени развития колеблются от 5 до 14 лет. Например, Ю.А. Полуянов утверждает, что стадия правдоподобных изображений начинается у детей с 8 лет и продолжается до 13-14 лет. Наши наблюдения за детьми дошкольного и школьного возраста свидетельствуют о том, что если ребенок систематически занимается рисованием с раннего возраста, то он уже в 5-6 лет способен создавать правдоподобные изображения, сложные сюжетные композиции.
Таких детей, как правило, называют особо одаренными. Изучение условий их развития, диалоги с родителями и т.п. указывают на главный фактор быстрого роста: это рисовальный опыт. По выражению одного из родителей, такие дети «живут с карандашом в руках, с ним и засыпают». Одаренным детям свойственны самостоятельность, активное освоение всего нового, повышенный интерес к знаниям, любознательность; они с младенчества много времени проводят за рисованием или лепкой, любят что-либо мастерить из подсобных материалов, слушать и рассматривать книги, смотреть мультфильмы (причем по несколько раз). Им свойственная цепкая зрительная память, они с удовольствием берутся за любую тему, их рисунки динамичны, имеют сложный сюжет, композиционно организованы, повествовательны, - это своеобразные диалоги ребенка с самим собой и с окружающим миром.
Наблюдения за детьми много и часто рисующими показывают, что они способны сами себе придумать тему для рисования. Иногда, выслушав педагога, который стремится нацелить деятельность группы детей на выполнение какой-либо работы, такие дети рисуют что-то свое, а не то, что предлагает педагог. Работая с такими «особенными» детьми, воспитатель должен помнить: если ребенок умеет самостоятельно определять для себя задачу и тему для рисования, это нужно всячески поддерживать. Более того, можно вовремя перестроить занятие и нацелить деятельность других детей на решение задачи, которую поставил «одаренный» (продвинутый в творческом плане) ребенок. Такой подход совсем не означает, что мы идем на поводу у «необычного» воспитанника. Это означает, что в своих методах мы идем от ребенка, учитывая его возрастные интересны и мотивы, поступаем «природо-сообразно», определяя для других детей зону их ближайшего развития.
Примечательно, что взрослые люди, у которых в детстве не было уроков рисования и дома не было соответствующих условий для занятий изобразительной деятельностью, остаются на стадии правдоподобных изображений или даже схемы. Диагностические рисунки, которые мы провели со студентами разных вузов (гуманитарных, технических, педагогических и т.д.) являются тому подтверждением. Однако возобновление практических занятий и постепенное приобретение необходимого рисовального опыта способствуют изживанию взрослым человеком стадии «примитивных изображений» и обеспечивают переход на новый уровень пластического, объемного изображения видимой формы, к которому «повзрослевший глаз» и «внутреннее критическое видение» уже стремятся.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся
с помощью технологии кластери
В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процес ...
Цели и организация практического исследования формирования социальной
адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна. Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдром ...
Комбинированный урок по теме: Искусство Древнего Египта
Одним из важнейших условий эффективности урока является определение его целей. В данном случае целью урока является: - раскрыть характерные особенности искусства Древнего Египта, которое отражало занятия населения, социальное и государственное устройство страны, религиозные верования египтян. - пок ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.