Педагогика » Педагогия эпохи Просвещения » Воспитание мудрости и благовоспитанности

Воспитание мудрости и благовоспитанности

За воспитанием добродетели Локк указывает на воспитание мудрости и благовоспитанности. Мудрость это - „способность человека искусно и предусмотрительно вести свои дела в этом свете". Конечно, в детском возрасте мало что можно сделать к выработке этой способности: она приобретается опытом и жизнью. Что же касается подготовки к ней в детском возрасте, то здесь „самым пригоднымъ" средством Локк считает: приучать детей к правильньш понятиям о вещах и лицах, сообщать их уму благородство и возвышенность и отучать их от всякой фальши и хитрости 1), Словом, такт, честность и благородство - лучшие основы житейского благоразумия. В частности, относительно правильных понятий о лицах и положениях, Локк считает необходимым знакомить воспитанника со светом, его людьми, соблазнами и опасностями раньше, чем он в него вступил. Это - лучшее средство предупредить увлечение его соблазнами и приманками. „Единственная защита против света", говорит Локк 2), - „ есть полное знание его, которое молодому джентльмену должно сообщать постепенно, сообразно тому, как он в силах выносить его; и чем раньше, тем лучше, если он в надежных и искусных руках, которыя управляют имъ". - В высшей степени „важно для молодого человека, чтобы он, когда пустится в открытое море, не очутился в положении того, кто плывет без компаса или карты, но имел некоторыя предварительныя сведения о скалах и подводных камнях, сильных течениях и песчаных отмелях и понимал немного, как управлять рулем, чтобы не утонуть, прежде чем приобретена опытность". Но раскрывать пред молодым человеком пороки света не будет ли значить научать его им? Локк признает, что „это в значительной степени правда, смотря по тому, как ведется дело", и поэтому, конечно, здесь нужно особое благоразумие, способность, уменье и знание воспитанника. Но, во всяком случае,,, надо помнить, что-в наше время невозможно (как, может быть, было возможно в прежнее) воздерживать молодого человека от порока полнымъ-неведением этого последняго, разве уж вы захотите всю жизнь держать его взаперти и никогда не позволите ему бывать в обществе. Но чем долее вы будете держать его с такой повязкой на глазах, тем менее увидит он, когда выйдет из дома на свет, и тем более ожидает его опасность сделаться добычей другихъ". Этот принцип, - предупреждать опасность соблазна осведомленностью о нем, позднее филантрописты (представители Просвещения в немецкой педагогии) применят в особо деликатной области, где легко возникают опасности, в области сексуальной Что касается благовоспитанности, то она, по Локку, определяется двумя Правилами; „не быть низкаго мнения о себе и не быть низкаго мнения о другихъ".

Руководство этими правилами создает самую приятную и привлекательную обходительность. Последней противоположны - грубость, высокомерие, насмешливость, злословие страсть к спорам, страсть противоречить, а так же и излишняя церемонность 1). Локк признает за благовоспитанностью важное значение. Именно она шлифует и придает блеск хорошим качествам, делая их приятными для общества и привлекая всех к их обладателю. Без благовоспитанности самыя отличныя качества прини-мают дурной вид: в дурно воспитанном человеке храбрость принимает форму грубости, ученость - становится педантством. остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью. Все равно как бриллианты не имеют вида и не производят очарования, когда не отшлифованы и не оправлены 2). Благовоспитанности, конечно, меныие всего учатся правилами и пред-писаниями. Здесь главное дело общество и примеры. „Имейте с вашим сыном какия угодно ревностныя беседы насчет вежли-вости, но в каком обществе он вращается, таково будет и его обхождение" 3).

Похожие публикации:

Роль факультативных курсов в системе высшего профессионального образования
Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных творческих возможностей личности, способствуя её саморазвитию и самореализации. Все это в настоящее время становится о ...

Особенности методики обучения рисованию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети ...

Организация и методика проведения педагогического эксперимента
Для проверки и обоснования, выдвинутых нами теоретических предположений был использован педагогический эксперимент. Использование этого метода в нашей работе имеет решающее значение, так как позволяет сделать вывод о целесообразности применения подвижных игр в формировании техники легкоатлетических ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru