Педагогика » Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях » Интегрированные занятия как средство формирования интереса дошкольников к изобразительному искусству

Интегрированные занятия как средство формирования интереса дошкольников к изобразительному искусству

Страница 1

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель интегрированных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, интереса к изобразительному искусству и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

формирование эстетического восприятия окружающего мира;

приобщение к миру искусства;

воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

Представим более подробно, какие виды искусства и художественной деятельности можно синтезировать в одном занятии.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

В истории художественного образования выделяется два подхода (технологии) в обучении изобразительному искусству - репродуктивный и творческий. В разные исторические эпохи исследователи, описывая репродуктивный подход, акцентировали свое внимание на той или иной его особенности, характеризовали его как «репродуктивно-догматический», «копировальный», «метод канонов и правил», «рецептурный», «метод работы по образцу» и т.п.

Главным тезисом репродуктивной технологии является педагогическая установка «делай как я», «создай продукт максимально приближенный к образцу, показанному воспитателем». При таком подходе к обучению ограничивается творческая свобода воспитанника, основное внимание уделяется развитию его умений и навыков, «грамотному», «без ошибок» выполнению работы, многократному воспроизведению показанных действий и коррекции их со стороны педагога.

Педагогическая установка художественно-творческого подхода к обучению - «сделай сам», создай сообразно своим возрастным умениям и возможностям самостоятельный ценностно-значимый (выразительный) продукт. Творческий подход к преподаванию изобразительного искусства в истории художественного образования находил отражение в таких названиях, как «натуральный», «психологический», «природосообразный», «ситуативный», «эвристический», «художественный» и др.

Обе эти технологии существуют как два способа познания жизни и ее оценки. Каждая, преследуя определенные цели, на разных этапах развития ребенка обеспечивает решение насущных задач художественного образования.

Изучение научно-методических источников и исторических коллекций детских рисунков свидетельствует о том, что подражание в процессе обучения может, как оказать развивающее воздействие, так и тормозить творческий рост воспитанников.

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

В каждой возрастной группе желательно проводить 1–2 занятия в месяц с учетом необходимого времени для своеобразного погружения в тему. Содержание работы необходимо планировать, исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий может быть разнообразна: «Погляди, подсолнушки!», «Я живу в Москве», «Кружевные сказки», «Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!», «Моя семья» (к Международному дню семьи) и т.д.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Состояние нацменовских школ Северного Кавказа в 1920-1934 гг
В 1920-1934 гг. Северо-Кавказский край в совокупности представлял собой семь самостоятельных автономий. Здесь достаточно быстро разрасталась сеть образовательных учреждений, состоявшая в основном из школ I ступени, т.е. начальных. Но что представляла собой такая школа в те годы? Как в ней строился ...

Методы постановки учебной проблемы
Технология проблемного обучения в начальной школе – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими гото ...

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушениями слуха
Первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма – овладение грамотой. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающ ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru