Обращаясь к уже существующим исследованиям игры, мы можем констатировать, что фактически все они посвящены играм детского возраста. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что игры дошкольного и даже младшего школьного возраста хорошо изучены. Что же касается игры в подростковом возрасте, то глубоких исследований этого вопроса не существует. Во всяком случае, исследований, сравнимых с исследованиями игры дошкольного возраста.
Несколько схематизируя взгляды исследователей игры, мы можем выделить некоторые специфические моменты игры как феномена:
а) «имитационность» - в игре используется то, что имеет место в реальном мире. В игру помещается определенный образ действий, т.е. у играющего есть некое представление о том, что и как он будет делать. Причем, этот образ «приходит» к нему из реального мира;
б) «операциональность» - игра – это не хаотическое претворение имеющегося образа действий, а определяемая границами и последовательностями деятельность – деятельность по правилам. В данном контексте термин «операциональность» используется для обозначения некой последовательности и закономерности действий, заключающихся в сюжете, ролях, правилах и т.п.;
в) «мнимость» - ненастоящесть действий. В этом и заключается базовое отличие игры от действительности. Причем, мнимость может быть как объективной – стороннему наблюдателю известно, что человек играет, наблюдатель видит расхождение «видимого и смыслового поля», - так и субъективной – сам играющий понимает, что он играет. В игре могут присутствовать как «обе мнимости», так и каждая в отдельности.
Сам термин «игра беспорядка» мы заимствовали из работ А.Г. Козинцева. Он пишет: «Сегодня известно, что существует два качественно различных типа игры. Первый тип – серьезные игры, «игры порядка». Именно к ним относятся слова Хейзинги: «Игра творит порядок, она есть порядок». Второй тип, которому исследователи уделяют несравненно меньше внимания – несерьезная игра, «игра беспорядка».
У истоков такого разделения игр находится теория французского исследователя игр Роже Кайюа. Одна из его теоретических конструкций предполагает выделение некоего континуума, на полюсах которого располагаются игры порядка (упорядоченные игры, для которых характерны правила, строжайшая регламентация) и игры беспорядка (для них, соответственно, характерны импровизация, фантазия). Мы отходим от исследовательских воззрений автора теории (и термина), в связи с тем, что психологические исследования игры значительно продвинулись вперед, и берем лишь название и некоторые характеристики явления, с целью наполнить это понятие несколько иным содержанием, чем оно представлено в концепции Роже Кайюа.
«Игры порядка» как игры с правилами были обстоятельно изучены в исследованиях как зарубежных, так и отечественных психологов. Д.Б. Эльконин в «Психологии игры» пишет: «При анализе процесса развития ролевой игры мы уже указывали, что фактически в каждой игре имеют место те или иные правила, определяющие ролевые отношения между играющими и являющиеся отражением реальных отношений между людьми, роли которых выполняют дети в игре. Если содержание ролевой игры непосредственно связано с реальной жизнью окружающих ребенка взрослых и непосредственно им определено, то содержание игр с правилами и отношениями, в них отраженными, не так непосредственно связано с реальными отношениями, в которых живет и действует ребенок» .
К играм с правилами Д.Б. Эльконин относит главным образом ролевые игры, а также «… и такие, как шахматы, шашки; и такие, как футбол, хоккей; и такие детские игры, как салочки, «классы», разнообразные игры с мячом и т.д. В некоторых из этих игр в названия ролей игроков или общем рисунке игры сохранились элементы когда-то определявших правила ролей, как, например, в футболе – защитник, нападающий или в шахматах – названия фигур; в других играх такая связь окончательно утратилась и сохранились только правила, воспринимаемые как условия игры».
По критерию источника передачи правил Д.Б. Эльконин условно выделяет две группы игр с правилами. Одна группа – игры, в которых правило дается ребенку взрослым; другая – это передающиеся по традиции от одного поколения детей к другому игры с разнообразными правилами.
Понятие педагогики
Прежде, чем приступить к анализу педагогических идей Библии, не лишним будет определить понятие педагогики и объектов её изучения. Своё название наука получила от греческого слова «пайдагогос» (пайда – дитя, гогос – веду), которое означает «детоводство». Изначально педагогом назывался раб-поводырь, ...
Базовая модель технологии кластери
В основе технологии кластери лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке географии обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать уст ...
Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста
В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада и т.д. (агентов социализации). Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пе ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.