На своем жизненном пути человек испытывает постоянное изменение структуры социальной идентичности, включаясь в новые группы. Вхождение в группу подразумевает принятие соответствующих групповых норм, правил взаимодействия.
Г. Тэджфел определяет социальную идентичность как совокупность тех аспектов Я, которые определяются восприятием себя как члена определенных социальных групп. Соответственно понимается и процесс формирования групповой идентичности. Согласно Т.Г. Стефаненко, выделяются три этапа данного процесса . На первом этапе, названном декларацией идентичности, в Я-концепцию индивида входит представление о себе как о представителе группы (например, я – женщина, я – русская и т.д.). Основным источником информации о качествах идентичности здесь становятся мнения и оценки членов других групп (референтных для индивида). На втором этапе происходит отождествление человека с другими членами группы. Индивид включает в образ Я общие характеристики новой группы членства, а также усваивает нормы и стереотипы поведения, которые для нее характерны. Источником информации здесь являются другие члены группы, с которыми индивид вступает во взаимодействие в ходе совместной деятельности. Наконец, на третьем этапе индивид не только приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы социальной группы, но они становятся регуляторами его поведения. Центральным механизмом развития идентичности здесь выступает соотнесение норм группы с собственной системой ценностей. По-видимому, данный процесс стимулируется в кризисные моменты, когда в субъекте сталкиваются требования различных групповых идентичностей. В этой ситуации он принимает решение опираться на те или иные нормы, которые при этом начинают выступать в роли ценностей, т.е. личностных образований, выражающих содержательное отношение человека к социальной действительности.
Итак, основная и общая гипотеза звучит следующим образом: «Игра беспорядка способствует группообразованию в подростковом возрасте».
Из нее мы выделили несколько частных гипотез:
Совокупность игр беспорядка, разыгрываемых постоянным составом, воздействует как экспрессивный фактор.
Совокупность игр беспорядка, воздействуя как экспрессивный фактор, приводит к формированию группы подростков.
Механизмом процесса группообразования является групповая идентификация играющих в игры беспорядка подростков.
Особенности развития графических навыков у детей
младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в
системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Третий год - не просто очередное празднование дня рождения. Это очень важный год. Нужно еще больше общаться ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и ребенок запоминает ...
Упражнения на развитие речи
Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2- ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.