Спецификой деятельности является относительная неустойчивость системы "тренер - спортсмен". Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. Отношение спортсмена к тренеру связано с ростом его результатов. В целом, успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками.
Еще одной особенностью тренерской деятельности является повышенная стрессогенность, приводящая к значительным нервным перегрузкам. Высокую стрессогенность деятельности тренера обусловливают следующие факторы :
деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях при наличии минимального комфорта и отрыве от семьи;
тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса - с учащимися и их родителями, представителями администрации, коллегами, судьями на соревнованиях, членами и руководителями других команд, журналистами.
успешность деятельности тренеров зависит не столько от них, сколько от спортивных достижений их учеников и от ряда других факторов (от личности руководителей, материальной базы и тому подобного);
работа тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия спортсмена в связи с травмами, личными, обстоятельствами.
престиж (профессиональный статус) тренера отличается неустойчивостью, его уровень достигает пика только в момент удачных выступлений спортсменов и стремительно падает в период временных неудач, кроме того, деятельность тренера отличается высокой конкурентностью и как следствие - нестабильностью статуса и профессионального положения.
деятельность тренера носит публичный характер и от нее многое зависит, тренер в ситуации соревнования испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен их сдерживать или скрывать, имея, к тому же, весьма ограниченные возможности влияния на соревновательную ситуацию;
тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда физические возможности уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.
Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры, которые подчеркивают ее профессиональную специфику. К таковым следует отнести следующие моменты:
У тренера по сравнению с учителем физической культуры гораздо сильнее выражена его спортивная специализация.
Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как его успешность более очевидна для посторонних наблюдателей и оценивается, как правило, исходя из спортивных результатов учеников.
Тренер осуществляет практически неограниченный объем учебно-тренировочной работы, которая носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в выходные, но и в праздничные дни. Кроме того, в основном, в вечерне время и гораздо больше, чем это предусмотрено нормативами.
Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором для того, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в необходимости этого его родителей. Тренер водится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта для того, чтобы его труд не пропал даром, и ученик не ушел.
Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть, не только осуществлять набор, но и отбор учеников.
Постоянная объективация спортивных результатов в определенной степени не позволяет сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, "здесь и сейчас". Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки.
Практические аспекты обучения народно–сценического
танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического
танца
Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности любительского коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы. Тенденция разделять учебно ...
Ролевая игра и ее особенности
Игры как особый самодостаточный вид человеческой деятельности сравнительно недавно начали интересовать философов. Например, И. Кант видел в игре лишь средство педагогического воспитания и обучения детей, а З. Фрейд даже полагал, что игра прекращается с взрослением человека. Представление об игре ка ...
Воспитание мудрости и благовоспитанности
За воспитанием добродетели Локк указывает на воспитание мудрости и благовоспитанности. Мудрость это - „способность человека искусно и предусмотрительно вести свои дела в этом свете". Конечно, в детском возрасте мало что можно сделать к выработке этой способности: она приобретается опытом и жиз ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.