Педагогика » Развитие музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей

Страница 1

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстети­ческом и нравственном становлении личности ребенка. Средства­ми музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приоб­щить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального вос­питания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагоги­ческих исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспи­танников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к му­зыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее испол­нением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные пережи­вания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это- второе условие усп­ешной реализации воспитательных задач.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется воз­можность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на заня­тиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструмен­тах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздей­ствовать на развитие всех сторон личности ребенка.

Слушание-восприятие

Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эсте­тического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание ­восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо разви­вать способность переживать музыкальное содержание как специфи­ческую выразительную речь.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации му­зыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное вос­приятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов .» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно­сти, веселых шутках, и . восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит.

Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услы­шали ». (Дети отвечают.)

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело­дия-«перевертыш», постепенное «раскручивание» мелодии, темпо­вые характеристики).

Такая модель восприятия опирается на природу собственно музы­ки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слу­хового опыта дошкольников являются следующие приемы:

сопоставление музыкальных произведений: контрастных произ­ведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контраст­ных произведений, передающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьиро­ваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, гра­мотном исполнении.

Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей груп­пы. Отдельные беседы допустимо про водить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном заня­тии. По усмотрению музыканта-педагога возможна замена произве­дений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора ­художественности и доступности для детского восприятия.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Программа факультативного курса «Репрезентация образов кельтской мифологии в культуре Европы »
Основной целью данной дисциплины является предоставление студентам комплекса знаний и представлений об истории и структурно-типологических особенностях мифологических представлений древних кельтов, а также подготовка студентов к осознанному чтению текстов античной и современной литературы, в которо ...

Способы описания алгоритмов
Рассмотрим три способа описания алгоритмов: словесно-формульный (на естественном языке с использованием математических формул); графический (блок-схема); на языке программирования (программа). Для наглядности рассмотрим пример решения квадратного уравнения с помощью всех трёх способов. 1 способ: сл ...

Состояние нацменовских школ Северного Кавказа в 1920-1934 гг
В 1920-1934 гг. Северо-Кавказский край в совокупности представлял собой семь самостоятельных автономий. Здесь достаточно быстро разрасталась сеть образовательных учреждений, состоявшая в основном из школ I ступени, т.е. начальных. Но что представляла собой такая школа в те годы? Как в ней строился ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru