Певческая деятельность
Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: высокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризуется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примарным диапазоном звучания.
Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.
Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и переживание музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.
Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.
Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную песенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»
Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следующего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).
Одно из основных условий песенного творчества - умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владение ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов.
Приобщение к игре на музыкальных инструментах
Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассматривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.
Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музицирование педагога и ребенка поможет поддержать этот интерес.
Музыкально-ритмическая деятельность
Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:
1. Упражнения с помощью которых совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.
2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.
3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.
Направленность личности педагога
В личностной направленности педагога С.Н. Батракова выделяет 3 составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную . Социально-нравственную направленность педагога определяютсоциальные потребности, чувство общественного долга, моральные иценностные ориентации, граж ...
Содержание опытно-экспериментальной работы
Мною проводилась экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников на базе 2»А» класса СШ №35. Цель – выявить и проверить на практике пути развития памяти младших школьников, подобрать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников. Эксперимент состоял из 3х этап ...
Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.