Педагогика » Развитие музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей

Страница 2

Певческая деятельность

Певческая деятельность детей характеризу­ется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки ­ ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: вы­сокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризу­ется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примар­ным диапазоном звучания.

Один из центральных разделов программы музыкального разви­тия ребенка - песенное творчество.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкаль­ное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельно­сти про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и пережива­ние музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выра­зительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интер­валов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоми­нают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный вос­ходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предло­жить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное привет­ствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную песенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рису­нок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следую­щего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ла­доши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).

Одно из основных условий песенного творчества - умение удер­жаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владе­ние ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организую­щим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использо­вать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого зву­ка (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ла­дов.

Приобщение к игре на музыкальных инструментах

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязатель­ным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассмат­ривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слуша­ние) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах реко­мендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на заня­тиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музи­цирование педагога и ребенка поможет поддержать этот интерес.

Музыкально-ритмическая деятельность

Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения с помощью которых совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или му­зыкально-дидактическая игра.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (му­зыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные на­выки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, созна­тельного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упраж­нения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Направленность личности педагога
В личностной направленности педагога С.Н. Батракова выделяет 3 составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную . Социально-нравственную направленность педагога определяютсоциальные потребности, чувство общественного долга, моральные иценностные ориентации, граж ...

Содержание опытно-экспериментальной работы
Мною проводилась экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников на базе 2»А» класса СШ №35. Цель – выявить и проверить на практике пути развития памяти младших школьников, подобрать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников. Эксперимент состоял из 3х этап ...

Изучение уровня развития навыков письма у дошкольников с ЗПР
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР. Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но пров ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru