После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.
Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения коррекционных занятий, но проводилось только с теми четырьмя детьми, у которых был выявлен недостаточный и критический уровень развития навыков письма и с которыми проводилась коррекционная работа.
В результате были получены следующие данные:
Таблица 4. Итоговый уровень выполнения задания на контрольном этапе эксперимента
Ф.И. ребенка |
Количество баллов |
А.Саша |
7 б. |
А.Ваня |
8 б. |
В.Рома |
6 б. |
Т.Саша |
7 б. |
Таким образом, мы видим, что уровень развития навыков письма у данных детей изменился в лучшую сторону.
У троих детей (А.Саша, А.Ваня, Т.Саша) уровень был недостаточный, после проведения комплекса занятий стал достаточным.
У одного ребенка (В.Рома) уровень был критический, стал – недостаточный.
Итак, дошкольники с ЗПР, после получения коррекционной помощи, выполняли предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.
Вывод: налицо повышение результатов, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении коррекционно-развивающей работы по развитию навыков письма у дошкольников с ЗПР.
Таким образом, наша гипотеза о том, что –
процесс развития навыков письма у дошкольников с ЗПР, понимаемый как процесс целенаправленного обучения, важнейшим элементом которого является формирование базового графического навыка, будет эффективным, если реализуется коррекционно-развивающая работа, основанная на:
- изучении уровня развития графического навыка у дошкольников с ЗПР и индивидуальных трудностей;
- системе специально-организованных коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков письма;
- оказании индивидуальной помощи детям, испытывающим трудности в развитии навыка письма,
- подтверждена.
В заключение подведём итоги и сделаем соответствующие выводы по проделанной работе.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности детей с ЗПР. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков.
Итак, к детям с задержкой психического развития необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР, следующие:
Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного , эстетического воспитания детей. С учетом общих требований нравс ...
Сказка как жанр художественной литературы
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие ...
Высшее благо в добродетели: она - основной предмет воспитания
Для Локка та вещь является высшим благом, которая обещает и способна дать высшее, наиболее удовлетворяющее и наиболее продолжительное наслаждение. Такой вещью и служит добродетель, ибо с ней связано вечное блаженство в будущей жизни. По Локку, „никакое удовольствие и страдание в настоящей жизни не ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.