Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.
Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.
Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.
Полхов-Майданская роспись — центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.
Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы — так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, — стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие — алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.
Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи — цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто майданцы применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном— полем, как говорят мастерицы. Дополнительные цвета— синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья. Берега из зеленого или красного переходят в ярко-желтый, чтобы соприкоснуться вплотную с синей гладью воды.
Наложение других цветов по полю осуществляется неровными свободными мазками. На иллюстрации этот прием виден в исполнении цветка и птички. Алая краска, положенная неровными мазками, создает впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого к желтому в центре цветка. Яблочко написано ярко-красным около листиков и желтым на макушке.
В последние годы в росписи Полховского Майдана все большее место занимают приемы скорого письма кистью, без предварительного рисунка — так называемое пестрение.
Колорит майданских изделий, особая манера народного письма, создающаяся буквально на глазах за последние десятилетия, привлекают многих искусствоведов, стремящихся определить художественно-историческую ценность этого родника народного творчества.
В народе с яркими красками всегда связывались представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, жёлтая и ещё чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путём смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зелёный поставить рядом с красным, то каждый зазвучит ещё ярче. Так же сияют рядом синий и жёлтый. Порой кажется, будто бы краски светяться изнутри, как витраж.
Практическое изучение возможностей формирования
понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...
Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе
Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным с ...
Сущность и особенности проблемного обучения в
начальной школе
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей ра ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.