В данном параграфе курсовой работы рассмотрен опыт педагогов по использованию сказкотерапии в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данный опыт был подобран нами из анализа статей в журналах по дошкольному воспитанию и образованию и анализа Интернет-сайтов, посвященных изучаемой теме исследования.
О.А. Абраменко – воспитатель детского сада №58 г. Иркутска, используя в своей работе метод сказкотерапии, ставит следующие цели и задачи:
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Во время непосредственной деятельности, О.А. Абраменко наблюдает, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка педагог истолковывает невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Обращает внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа.
Метод сказкотерапии О.А. Абраменко применяет в основном для детей младшего дошкольного возраста. Устные рассказы для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает рассказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.
Педагог просит ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае О.А. Абраменко исходят из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.
Другой педагог – Ю.И. Ситникова (воспитатель-методист детского сада № 213 г. Санкт-Петербурга) считает, что методом сказотерапии возможно решение следующих задач:
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию Ю.И. Ситникова осуществляет следующие основные виды деятельности детей:
Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ...
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношен ...
Функции семьи
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности его членов. Для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции: 1 стадия - этап формирования семьи. Осознание родителями парт ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.