Петросова, Голов, Сивоглазов выделяют следующие аспекты экологического образования:
• Знание экологических проблем и способов их разрешения;
• Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
• Воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
• Формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
• Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре.
В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.
По мнению современных педагогов-экологов И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.
Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:
- заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;
- потребность общества в экологически грамотных гражданах;
- состояние и достижения экологической науки;
- психологические закономерности умственной деятельности школьников;
- психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;
- общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.
Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников:
повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности учащегося третьего тысячелетия;
активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;
обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды;
перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;
использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;
усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;
экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;
введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;
Опытно-поисковые исследования по развитию интеллектуальных способностей
средствами математики
Для проверки выдвинутой гипотезы провели опытно-поисковые исследования. Опытно-поисковые исследования состояли из трех этапов. На первом этапе – констатирующем – провели диагностику интеллектуального развития дошкольников. На втором этапе – формирующем – провели занятия с детьми с использованием ра ...
Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных
занятиях
Необходимые условия безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, каждый школьник должен пройти медицинский осмотр. После осмотра у врача следует проконсультироваться у учител ...
Средства развития
интегративного качества "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в не ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.