дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;
учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;
внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).
Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования учащихся начальной школы.
С точки зрения авторов: И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П .Сидельковского, И.Т.Барановой содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде.
Оно во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.
В целом уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально - значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом «перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых являются:
- реальное включение школьника в систему общественных отношений;
- активность самого школьника;
- эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.
При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей природной среде.
И.Т. Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.
Она также считает, что экологическая ответственность является сложной чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных возможностей всех школьных предметов.
В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта:
первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека;
второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму, который объективно включен в систему экологических взаимодействий;
третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.
Воспитание
у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным
ценностям общества и личным вещам
Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценност ...
Описание и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования
Наша экспериментальная работа заключается в том, чтобы выявить эффективность методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества. Проанализировав, насколько изменится отношение к чтению, восприятие и понимание художественной литературы. Для того, чтобы выработать экспериментальную ...
Взаимодействие семьи и детского сада в работе «Центра развития ребенка»
«Детский сад №22 «Родничок» гп Пойковский Нефтеюганского района ХМАО
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействи ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.