Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Описание и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования

Описание и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования

Страница 1

Наша экспериментальная работа заключается в том, чтобы выявить эффективность методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества. Проанализировав, насколько изменится отношение к чтению, восприятие и понимание художественной литературы.

Для того, чтобы выработать экспериментальную методику, мы исследовали, насколько развито у учащихся литературного творчества в целом.

Исходя из темы нашего исследования, мы провели диагностику среди учащихся 3 «А» класса средней школы №51 Черновского района г. Читы. В диагностике участвовали все учащиеся 3 «А» класса. В 3 «А» классе двадцать четыре человека. Класс занимается по традиционной системе. Успеваемость хорошая. Большинство детей были набраны абсолютно не читающими. В классе много детей, интеллектуальный уровень которых средний. Всем ребятам 3» А» класса были предложены карточки с такими заданиями:

1. Прочтите данный рассказ. Попробуйте сочинить продолжение его.

2. Каким вы представляете себе главного героя? Опишите его.

3. Передайте сказку «наизнанку»: «Золушка плохая девчонка, а ее мачеха и сестры – мирные и покладистые».

Ответы учащихся нас не удовлетворили. Три человека из класса отказались отвечать, обосновав свой ответ тем, что не знают, как это делать. Остальные дети давали очень сжатые ответы, их речь была бесцветной, скупой.

Предложенные тексты были различны по содержанию и достаточно просты для второго класса. Многие из детей пытались хитрить. Если они узнавали в начале текста знакомый рассказ, то просто дальше начинали рассказывать его, а не пытались сочинить свой, новый, вариант окончания.

Ответы на второй вопрос тоже не порадовали и не удовлетворили наши ожидания. Дети описывали героя произведения по виденной им ранее иллюстрации в книге, а не пытались рассказать нам, как они сами представляют этого героя.

Третий вопрос был лишен ответов. Ребята не смогли оторваться от привычных героев сказок. Что же именно любят читать учащиеся 3 «А» класса и любят ли вообще, приносит ли им процесс чтения удовольствие. Вопросы были таковы:

1) Произведения каких авторов вы любите читать?

2) О чем вы любите читать?

Дети назвали авторов, произведения которых они читали неделю назад по школьной программе. Из этого можно сделать вывод, что эти произведения им запомнились, т. к. они читали их недавно, что было пройдено еще раньше, ребята не назвали, т.е. те произведения не оставили эмоциональный след в их душе.

Ответы позволили сделать вывод, что нравится читать лишь единицам, для остальных чтение – учебный процесс.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют, что необходимо совершенствовать и чаще привлекать на уроках методы и приемы, направленные на развитие литературного творчества, воображения, стимулировать и развивать любовь к книге и чтению.

Предлагаю ряд заданий:

1. Сочини песню любимого героя и спой ее.

2. По отрывку воспроизведи возраст, характер героя, род его занятий.

3. Импровизация на уточнение деталей: «О чем задумался мальчик на картине?», «Какая у девочки из рассказа любимая песня?»

Свои ответы учащиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание учащимися глубины образа, логика его развития.

4. Создание словесной зарисовки, с помощью этого задания не нужно создавать описание картинки, достаточно заготовить для нее отдельные элементы, детали. Поэтому составляются словосочетания, подбираются ряды слов. Например:

«Тебе нравится эта картина? Попробуй найти такие слова, с помощью которых ее можно было бы описать; выбирай слова только такие, которые помогают рисовать.

5. Сочинение сказочных историй. Предлагают такие задания:

1) Вообрази зимний день, много снежинок опускается на землю. А теперь представь себе свою снежинку, можешь нарисовать ее и вырезать. Сочини историю своей снежинки.

2) Включись в создание сборника «Сказка весны». Выбери, о ком ты хочешь сочинить весеннюю историю – о цветах, траве, птицах, солнышке, о муравье… Вообрази какую-нибудь сценку из жизни своего героя и придумай сказочную историю. Не забудь представить героя.

6. Расскажи сказку, какую-либо историю в обратной последовательности.

7. Переделай сказку в заданном ключе, а именно героя и события той или иной сказки перенести в другую эпоху и местность.

8. «Игра в рифмы»

Дети, я бросаю вам мяч и говорю слово, у кого в руках окажется мяч, тут же придумывает рифму и возвращает мне мяч.

Ватрушка – подружка Весы – часы

Палка – галка Птичка – сестричка

Рога – нога Скалка – мочалка

9. Доскажи словечко

С рифмой мы справились, а теперь вы мне сможете помочь правильно прочитать стихи. Но к сожалению, слова кое-где спрятались. Постараемся их восстановить.

Торопыжка был голодный –

Проглотил утюг…. (холодный)

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через…. (овечку).

– Молодцы! Вы справились с заданием.

10. Предлагаю на выбор темы сочинений – на случай, если вы захотите написать или рассказать устно. Размер сочинения: не менее одной фразы – не более одного листа (двух страниц). Тип текста (описание, повествование, рассуждение) и жанр (рассказ, статью-отзыв, очерк, письмо к другу) – выбирайте сами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Практические особенности использования проблемного обучения в начальной школе
Практические особенности использования проблемного обучения в начальной школе проявляются в реализации технологии проблемного обучения под руководством преподавателей начального этапа обучения. Организация учебных занятий предполагает создание проблемных ситуаций самим учителем и активную самостоят ...

Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей
Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективны ...

Социальный опыт ребенка, как фактор формирования понимания активной роли человека в обществе
Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста, как показывают многие исследования, это - многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, п ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru